издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На смену «Дорожнику»

Новый паром свяжет материк и Ольхон в 2016 году, но не решит проблему пробок на переправе

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Хорошая новость для любителей летнего отдыха на Ольхоне: дирекция автодорог Иркутской области и Восточно-Сибирское речное пароходство обещают, что многочасовые очереди ожидающих парома на остров сократятся на треть. Плохая новость – произойдёт это не раньше лета 2016 года, когда будет сдан в эксплуатацию новый паром, который заменит менее вместительный «Дорожник». Между тем количество туристов, мечтающих о песчаных пляжах и уникальной природе острова, с каждым годом растёт.

8 «КамАЗов» или 16 легковых и 96 пассажиров

На территории ремонтно-эксплуатационного участка Восточно-Сибирского речного пароходства в Усолье-Сибирском благодать – весеннее солнце пригревает бока стоящих здесь судов, ветер с берега несёт свежий запах речного льда. Начальник РЭУ Сергей Рак с гордостью показывает детали, которым суждено стать новым паромом. На металлической «постели», обеспечивающей точность сборки, идёт сварка закладного блока, всего их предстоит сделать пять. 

Новый паром строится по заказу области, он будет курсировать по маршруту МРС – Ольхон и заменит старый и менее вместительный «Дорожник». Напомним, в последние годы материк и остров связывают два судна: «Ольхонские ворота» вместимостью до ста пассажиров и 16 легковых машин и «Дорожник», способный перевезти за рейс вдвое меньше людей и транспорта. Судьба «Дорожника», принадлежащего минимущества области, пока не определена.

На сером полу (плазе) размечены «линии жизни» будущего парома: переборки, шпангоуты…

Основные параметры нового, пока безымянного судна такие же, как и у парома «Ольхонские ворота»: длина – 36 метров, ширина – 9 метров, высота борта – 3,3 метра, два двигателя по 300 лошадиных сил. Одновременно пересечь пролив с его помощью смогут восемь грузовиков типа «КАМАЗ» или 16 легковушек плюс почти сто пассажиров. Проект предполагает наличие на борту станции обеззараживания воды, трёх салонов – на 36, 32 и 28 человек, кают для экипажа. Несмотря на то что паром строится по типовому проекту, от собрата – «Ольхонских ворот» – он всё же станет несколько отличаться: «Рулевая машина будет получше, автоматика. Оснащение планируется такое же, но лучшего качества – техника не стоит на месте», – объясняет Сергей Рак. 

Строительство судна с нуля для усольчан – событие: участок специализируется в основном на ремонте и обслуживании флота ВСРП. «Сейчас на ремонте порядка 38 единиц. В зимнее время мы их ремонтируем, весной сдаём пароходству в работу – это наш основной хлеб», – поясняет руководитель РЭУ. Это не значит, что опыта судостроения у специалистов участка нет – пять лет назад как раз отсюда вышел паром «Ольхонские ворота». Впрочем, там задача была немного легче – за основу взяли имеющийся корпус.

Линии жизни судна

На строительстве парома занято 16 корпусников.
Для некоторых сотрудников предприятия это шанс повысить квалификацию

Работа началась сразу после того, как в декабре 2013 года был подписан госконтракт. Проектировало паром ООО «Байкальский корабельный центр». «Вот место, где начинается жизнь судна. – Сергей Рак осматривает на первый взгляд пустую комнату, где у стены стоят несколько фанерных «выкроек». – Сначала происходит разбивка плаза». На сером полу вычерчены тонкие изогнутые линии – изображение деталей судна для изготовления шаблонов и каркасов, по которым затем будут вырезаны металлические части парома. 

По плану корпус должен быть готов в декабре 2014 – январе 2015 года, в марте –  надстройки и рубка. В апреле следующего года корпус, предварительно разрезав на две или три части, предстоит перевезти в Иркутск, где на нижнем бьефе водохранилища два – два с половиной месяца уйдёт на его сборку и монтаж двигателей и прочего оборудования. До конца года судно планируется спустить на воду. 

К настоящему времени ВСРП полностью закупило металл, двигатели и всё необходимое, утверждает глава пароходства Юлия Бер. «Проект показал себя неплохо: ни одного выхода из строя, хорошие технические характеристики, – отмечает руководитель компании. – Единственная проблема в старом пароме («Ольхонские ворота». – Авт.), которую мы учли, – одно из двух аппарельных устройств короче, его пришлось удлинять. В этом проекте и кормовая и носовая аппарели будут достаточно длинными, чтобы заезжать на паром было комфортнее».

История ремонтно-эксплуатационного участка уходит в 30-е годы прошлого века, когда в Усолье образовался затон. Специализируясь сначала на деревянном, потом на металлическом судостроении, сегодня предприятие занимается в основном зимней подготовкой флота к

К апрелю 2016 года судно должно полностью пройти испытания, а в июне-июле быть сдано в эксплуатацию. «Пока всё идёт нормально, – говорит Сергей Рак. – Конечно, постараемся сдать его пораньше, к началу навигации, хотя работы много».

Проблему решит только мост

Так что любителям отдохнуть на Ольхоне придётся запастись терпением – в этом году быстро заехать на своём автомобиле на остров вряд ли удастся. По оценкам специалистов Прибайкальского национального парка, за прошлое лето только официально здесь было зарегистрировано более 20 тысяч отдыхающих. Глава дирекции автодорог Иркутской области Кирилл Торопов, говоря о количестве отдыхающих на Ольхоне, называет цифру около 100 тысяч человек. Насколько в среднем увеличивается турпоток ежегодно, достоверно неизвестно – в связи с реорганизацией таких данных сейчас не может предоставить даже Прибайкальский нацпарк. Но, по мнению начальника отдела туроператора «Байкалия Тур» по турпродуктам Анны Маринцевой, в последнее время число желающих отдохнуть на острове растёт до 20% в год, а в 2008-м, ранее сообщал корреспонденту «Конкурента» экс-глава Хужира Леонид Хабитуев, на остров заехало более 60 тысяч человек.

В любом случае, рост турпотока можно заметить невооружённым глазом. На это указывает появление на острове двух крупных турбаз отельного типа каждая вместимостью по 200 человек, отмечает директор туроператорской компании «Байкальская виза» Станислав Леник, – как минимум 400 человек в сутки в июле, в «высокий» сезон, отдыхают на Ольхоне. 

С июля по последнюю декаду августа – в пиковый сезон – ожидание парома достигает четырёх часов, говорит Кирилл Торопов. А по опыту обычных туристов, это, можно считать, везение: «счастливчикам» приходилось ждать и по 7-8 часов. «На обратном пути – мы выезжали с Ольхона в понедельник – я насчитал в очереди 128 машин, – делится личным опытом один из собеседников издания, – но надо отдать должное: паромы работали без перерыва на обед». В любом случае, констатирует Торопов, паромы не справляются с таким потоком, прошлым летом проблема обострилась настолько, что пришлось даже привлекать правоохранительные органы, чтобы утихомирить конфликтующих туристов. 

За воротами ремонтно-эксплуатационного участка ВСРП в Усолье-Сибирском рождается новое судно

Новый паром, по расчётам дирекции автодорог, сократит очередь в два раза, а, по оценкам ВСРП, время ожидания снизится на 30%. Полностью решить проблему может только мост, соглашаются эксперты, но такой вариант, по словам Торопова, даже не рассматривается – «чтобы не разрушать хрупкую природу Ольхона». Строительство парома – дело недешёвое: судно обойдётся бюджету области в 252 млн рублей. Поскольку  избежать ожидания парома всё же не удастся, областные власти попытаются сделать его менее мучительным. В этом году планируется построить новые причальные сооружения на материковой части: береговая инфраструктура будет удовлетворять всем экологическим требованиям и станет современной зоной отдыха, утверждает Кирилл Торопов. Стоимость обустройства материковой части – 220 млн рублей, проект на островную часть пока проходит экспертизу. 

Глава дирекции автодорог Иркутской области Кирилл Торопов оптимистично оценивает возможности нового парома и будущей береговой инфраструктуры сделать ожидание не таким томительным

Эксперты туротрасли сомневаются, что ввод нового парома вообще даст заметный эффект. «Смотрите, какая психология: когда был один паром, люди ехали на Ольхон меньше, поскольку знали о заторах. Появился второй паром, все решили – надо ехать, и снова образовалась та же самая пробка. С новым паромом будет такая же история», – полагает Станислав Леник. Так что тем, кто всё-таки решится ехать этим летом на остров на своём транспорте, бывалые туристы советуют оставлять машины на материке и добираться до места отдыха на маршрутке. Время и нервы это точно сэкономит.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры