издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заплатят за вес

  • Автор: МАРИЯ ШМЕЛЁВА

В этом году из бюджета Иркутской области на дороги планируется потратить 7,3 млрд рублей, а в следующем – 7,5 млрд. Несмотря на то что ежегодно объём ассигнований увеличивается, дорожники говорят о нехватке средств на строительство и ремонт автомагистралей, а водители не особенно довольны их состоянием.

Объём ассигнований дорожного фонда Иркутской области в прошлом году составил 6,6 млрд рублей, а кассовые расходы – 5,8 млрд, сообщил министр строительства и дорожного хозяйства региона Михаил Литвин. За счёт увеличения финансирования вырос и объём ввода новых магистралей – по итогам года построен 31 новый километр (участки дорог Красноярово – Небель, Еланцы – Хужир, Тайшет – Чуна – Братск), это в 1,8 раза больше, чем годом ранее. Увеличился и объём ремонта. 

В этом году из областного бюджета планируется потратить на дороги 7,3 млрд рублей (с учётом остатка прошлогодних средств), в следующем сумма увеличится до 7,5 млрд рублей. В нынешнем году дорожники региона намерены ввести 27,2 км, а в следующем – ещё 46,2 км новых автодорог. При ремонте, по словам министра, планируется «широко применять» полимерно-битумное вяжущее, которое увеличивает срок эксплуатации покрытия в полтора-два раза. Госпрограмма на 2014–2020 годы, по которой область строит и реконструирует транспортные артерии, охватывает 414 км автодорог. 

Пока же менее половины (около 39%) региональных дорог соответствует нормативам, причём дороги Приангарья чуть лучше, чем в среднем по стране: для России в целом показатель составляет 37%. 

Фактически удвоено в этом году финансирование ФКУ Упрдор «Прибайкалье», в ведении которого федеральные трассы М-55, М-53 и «Вилюй» протяжённостью 1573 км, говорит руководитель предприятия Олег Шандрук. Тем не менее специалисты дорожного хозяйства регулярно указывают на то, что средств в отрасли недостаточно, напомнил заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Тен и пообещал, что будет работать над тем, чтобы их выделялось больше. 

Среди основных задач Упрдор «Прибайкалье» – ликвидация гравийных разрывов на М-53, обустройство обходов городов региона. 

«В апреле получили задание объявить торги по двум проектам – обходам Усолья-Сибирского и Тулуна, следующий этап – обход Нижнеудинска и Куйтуна», – сообщил Шандрук. По трассе М-53, которая соединяет Иркутскую область и Бурятию, в этом году запланирован ремонт путепровода на 96 км, начали капремонт на 57–64 км. «Ежегодно будем выполнять те работы, которые позволят привести дорогу в нормативное состояние», – обещает глава предприятия. Аналогичная задача стоит для автодороги «Вилюй», к нормативному состоянию её нужно привести к 2018 году. 

Сохранить существующие автодороги мешает не самая эффективная система весового контроля, полагает Сергей Тен: в Иркутской области на всю федеральную сеть автодорог – это порядка 2,5 тыс. км – один-единственный пункт весового контроля в посёлке Мегет, да и тот постоянно закрыт. «Говорим о том, что у нас в Иркутске есть аварийный мост, который городская администрация активно начинает ремонтировать, – приводит пример Тен. – Это делать важно, но не многие замечают, что на этом мосту висит знак – общая масса до 17 тонн. Я сам был свидетелем того, как шли самосвалы явно тяжелее. Мост отремонтируют, но он вновь будет разрушаться, потому что не соблюдаются эти параметры». Решением здесь может стать автоматизированная система, которая будет регистрировать несоблюдение весо-габаритных параметров и рассылать так называемые «письма счастья». 

Такую интеллектуальную транспортную систему планируется создать и в Иркутской области, говорит глава ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автодорог Иркутской области» Кирилл Торопов. Сегодня, по его словам, передвижной пункт весового контро­ля позволяет провести проверку не более 12% грузовиков, обеспечивая менее 6% сбора средств за ущерб, причиняемый большегрузной техникой дорогам. При этом за 2013-й зафиксированы нарушения на 35 млн рублей, а за первый квартал этого года – уже на 24 млн. С созданием интеллектуальной системы, которая позволит контролировать 95% потока грузовиков и обеспечит информацию о движении транспорта в режиме, близком к реальному времени, поступления в бюджет могут вырасти до миллиарда рублей.

Облегчить жизнь проект может и водителям: подсистема метеорологического контроля обеспечит анализ и прогнозирование метеообстановки для проведения противогололёдных мероприятий, сведения о текущих экстремальных условиях будут транслироваться на электронные табло и управляемые дорожные знаки. В целом система должна обеспечить контроль за состоянием дорожного полотна и видимостью, загруженностью дорог, движением большегрузного транспорта. Например, на Александровском и Качугском трактах планируется обустроить 12 постов динамического взвешивания – данные с весов, вмонтированных в дорогу, система автоматически будет отправлять в диспетчерский центр, объяснил Торопов. Стоимость одного такого поста предварительно оценивается в 8,5 млн рублей. Заказ на проектирование автоматизированной системы весового контроля будет размещён в ближайшее время. Кроме того, 99 млн рублей в этом году пойдёт на устройство освещения дорог в четырёх районах области – Куйтунском, Качугском, Иркутском и Жигаловском. Здесь тоже сделают ставку на новые технологии – освещать дороги будут светодиодные лампы. 

Повысить поступления в дорожную сферу федеральные власти могут за счёт ещё одного нововведения: систему взимания платы за прохождение двенадцатитонников по федеральным дорогам предлагают распространить и на региональные дороги. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры