издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«С нами остались самые преданные»

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

После полутора лет тишины администрация Иркутска на одном из круглых столов по вопросам озеленения города представила нового директора МУПЭП «Горзеленхоз» Евгения Максимова. Как оказалось, на новом месте он уже год. На первый взгляд кажется, что «Горзеленхоз» наконец выбирается из кризиса.

В центре Иркутска недалеко от трамвайного депо за высоким забором цветёт и благоухает небольшой кусочек лета. Пока погода капризничает и не может определиться, пора прощаться с зимой или нет, в теплицах «Горзеленхоза» зреют грейпфруты и бананы, пестрят цветы для городских клумб и набирает силу овощная рассада для дачников и огородников. Портит впечатление территория предприятия: невооружённым глазом видно, что все строения требуют капитального ремонта, реконструкции или даже сноса. 

– Евгений Николаевич, судьба «Горзеленхоза» волнует многих горожан. Раньше предприятие отвечало за все зелёные насаждения в Иркутске, была стабильность и надёжность. Расскажите, почему произошёл кризис на предприятии? 

– Раньше «Горзеленхоз» занимался содержанием зелёных насаждений, городских лесных массивов, даже фонтанов, имел большой тепличный комплекс. Кризис назрел к 2011 году. Тогда «Горзеленхоз» не смог выиграть контракт по озеленению города, то есть лишился основной деятельности и дохода предприятия. Выиграть контракт не смогли, скорее всего, из-за экономических факторов. Предприятие на тот момент оказалось менее мобильным, чем его конкуренты. Об управленческих ошибках я сейчас говорить не могу, потому что на тот момент не работал здесь. Одно могу отметить: «Горзеленхоз» находился в такой стадии, когда не смог оперативно отреагировать и сопоставить возможности предприятия с его затратами. Учреждение является одним из самых крупных теплоплательщиков Иркутска. Теплицы здесь имеют замкнутую систему отопления, отключить большую часть и оставить только две-три невозможно. Отапливать приходится большой комплекс. Из-за этого у предприятия периодически возникала задолженность перед энергетиками. 

«Горзеленхоз» оказался в тяжёлом положении. На 1 января 2012 года были накоплены убытки, фактически отсутствовали оборотные средства. И в августе этого же года стало понятно, что предприятие не справляется самостоятельно с проблемами, поэтому администрация города начала решать вопрос о его дальнейшей деятельности.

Тепличный фонд «Горзеленхоза» давно устарел, одну теплицу из-за ветхого состояния в этом году
решили даже не покрывать

– Вариантов дальнейшего развития событий было несколько? Говорили даже о банкротстве «Горзеленхоза», тем не менее сегодня предприятие действует. Что произошло за эти полтора года?

– У предприятия на тот момент, помимо обязательств по заработной плате перед сотрудниками, по выплатам перед налоговой службой, были накоплены убытки от хозяйственной деятельности. «Горзеленхоз» – это особенное предприятие, его собственником является государство в лице администрации города. Поэтому пойти по самому простому пути – банкротству – мэрия не могла себе позволить. Рассматривались варианты слияния с другим муниципальным унитарным учреждением с более сильным балансом или санации, оздоровления предприятия. Администрация решила поддержать «Горзеленхоз», но при этом заставить его учиться самостоятельно справляться с финансовыми трудностями. Тогда же было решено присоединить часть активов муниципального унитарного завода «Асфальтобетонный завод» к МУПЭП «Горзеленхоз». Эти активы позволили стабилизировать финансовую деятельность нашего предприятия, войти в плановую работу и даже сформировать программу 2014 года. 

– Возникает вопрос: почему именно с асфальтобетонным заводом решили объединить предприятие, которое занимается озеленением? Какой логикой руководствовались?

– МУП «Асфальтобетонный завод» ввели в структуру МУП «Иркутскавтодор», которое теперь может выполнять полный цикл дорожных работ – от производства материала до его укладки. Оставшиеся оборотные средства и техника были переданы «Горзеленхозу». Это позволило нам стабилизировать финансовое положение предприятия. В 2013 году мы покрыли всю задолженность по зарплате, частично по налогам и кредиторке и полностью перед энергетиками.

– После такой реструктуризации изменились ли состав и количество сотрудников? И как это отразилось на спектре услуг? 

– На 1 января 2012 года в штате числилось 168 человек, в начале 2013-го – 55 сотрудников. Сейчас мы понимаем, что в «горячие» сезоны такой численности не хватает, для отдельных видов работ необходимо привлекать дополнительных специалистов. «Горзеленхоз» – это предприятие, которое имеет ярко выраженный сезонный характер работы, сельхознаправленность. Поэтому к вопросу расширения штата стараемся подходить разумно. Сокращение сотрудников не повлекло уменьшения списка услуг. У нас остались лесопитомники, мы по-прежнему занимаемся выращиванием деревьев и кустарников. Также функционирует тепличный комплекс: есть как овощная, так и цветочная рассада, горшечные культуры, цветы на срез. Кроме того, со второго полугодия мы будем выращивать и продавать овощи. Никаких новых услуг в связи со слиянием с асфальтобетонным заводом у нас не появилось. 

– За счёт чего тогда произошло сокращение штата? В прошлом и 2012 годах активно обсуждалось, что работы лишились высококлассные специалисты, например, «Горзеленхоз» остался без профессиональных дендрологов. 

– На самом деле из более чем 100 уволившихся сотрудников мы сократили только процентов 35. Остальные ушли сами. Причины были объективные. Поймите, задерживалась заработная плата, была тревожность, люди не знали, выживет ли организация. Хорошие специалисты всегда сумеют найти себе работу, поэтому профессионалы находили альтернативу и уходили. Когда дела в «Горзеленхозе» стали налаживаться, мы вели переговоры с отдельными специалистами, предлагали вернуться. Нам честно отвечали, что уже нашли место работы и больше никуда переходить не собираются. 

Подчеркну, что сокращение штата шло не за счёт основных служб предприятия. Например, мы осознанно отказались от собственной службы охраны, которая состояла из 17 человек. Посчитали, что выгоднее всё-таки сделать выбор в пользу профессиональных охранных агентств. Кроме того, мы сократили количество продавцов розничной торговли. Оставили только два магазина на территории «Горзеленхоза» здесь, на Омулевского. Также мы сократили административно-управленческий персонал. Если говорить конкретно о дендрологах, соответствующую службу мы сохранили в составе специалистов цеха озеленения. Сегодня на предприятии работают высокопрофессиональный агроном, начальник цеха озеленения и семь специалистов. 

– Когда вы пришли на предприятие, какое настроение царило среди сотрудников? 

– Я пришёл в МУП в декабре 2012 года в качестве специалиста по экономическим и финансовым вопросам. В мае 2013 года со мной был заключён контракт на должность директора. К тому времени часть сотрудников уже ушла, ещё часть обречённо ждала сокращения, чтобы получить полагающиеся выплаты. Была странная ситуация: когда в апреле 2013 года было принято решение о санации и оздоровлении предприятия, несколько сотрудников всё же написали заявление об уходе. Видимо, они не верили в «Горзеленхоз». Остались самые преданные. 

– На какой стадии оздоровления находится предприятие сейчас? Можно ли говорить о том, что оно полностью восстановилось?

Евгений Максимов считает, что в Иркутске необходимо создать муниципальное предприятие, которое будет отвечать за вопросы энтомологии и дендрологии и содержание и развитие лесопитомников

– Надеюсь, что к концу первого полугодия мы выйдем в плюс. Оценить, хороший это результат или нет, сложно. Сельское хозяйство имеет большие риски, которые могут принести крупные убытки. Например, вчера был снег, а сегодня уже солнце. Наша капризная погода не играет на руку предприятию. От неё зависят качество рассады и успех выполнения заявок по высадке однолетних культур, на которые у нас уже подписаны договоры. 

В прошлом году, несмотря на кризис, мы смогли покрыть 12 из 23 теплиц. В этом году не покрыли всего одну, потому что она уже устарела и требует больших затрат на восстановление отопления. Сейчас в тепличном фонде у нас находится более миллиона семян и черенковых саженцев однолетней цветочной рассады, а в прошлом году было всего не более 150 тысяч. 

Процедура оздоровления не закончена. Из-за кризиса у нас сильно пострадали направления, которые требуют плановых работ. Например, лесопитомники, три года занимавшиеся только тем, что распродавали имеющийся материал. Сейчас нужно восстанавливать питомники. Так, необходимо заново высаживать кустарники и деревья, расширять ассортимент. Мы говорим о том, что пора менять подход к лесопитомникам с технологической точки зрения. Нужно разрабатывать поля, которые освободились за эти кризисные года. Но всё это не запланировано на этот год, скорее всего, лесопитомниками займёмся в 2015 году. Поймите, после такого тяжёлого кризиса нам сложно строить планы на будущее. Нужны хорошие инвестиции.

– Планируете расширение услуг? Например, будете развивать направление дизайнерского ландшафта, которое становится популярным в Иркутске?

– Пока у нас стоит задача сохранить производственный потенциал, закрепить позиции традиционных направлений деятельности, научиться от них получать максимальный доход. Ланд­шафтный дизайн – это специфический вид деятельности, к которому необходимо подходить комплексно, наращивать ассортимент посадочного материала. Я считаю, что ландшафтный дизайн пока массово не пользуется популярностью в Иркутске. И поэтому нам лучше сейчас выстраивать отношения по крупным заказам. Нам по специфике деятельности легче работать по согласованным сметам с крупными предприятиями, где прописывается каждая позиция, согласовывается место расположения каждого деревца. Всё это делает работу более понятной: мы представляем, какая техника нужна, какой материал, какие специалисты. 

– Предприятие рассчитывает на крупные заказы. Имеются таковые на этот год? После кризиса 2011 года «Горзеленхоз» не выигрывал большие муниципальные контракты?

– В этом году муниципальный конт­ракт по обрезке деревьев мы не выиграли, зато пошли на химобработку от горностаевой моли. Надо отметить, что традиционно химобработкой занимался «Горзеленхоз», потом данное направление было потеряно как для предприятия, так и для города. Да, были частные компании, которые по конт­ракту весной прошлого года занимались обработкой. Но дело в том, что направление требует плановой работы, постоянного внимания. В городе должна быть служба, которая занималась бы регулярным мониторингом вредителей. Сейчас горностаевая моль, потом другие насекомые атакуют, для встречи с ними нужно быть технически готовыми. 

– Вы обращались к опыту соседних регионов? Как там относятся к «зелёным» предприятиям города?

– Форма собственности данных предприятий различается во всех городах. Например, в Красноярске – муниципальное унитарное предприятие, как у нас. Но в Красноярске «Горзеленхоз», помимо стандартного набора служб, имеет специалистов-энтомологов. Интересный опыт в Томске: тепличный комплекс выведен в форму открытого акционерного общества, но также существует бюджетное учреждение, которое отвечает за городские работы по озеленению. В Новосибирске развита конкуренция по тепличным комплексам, а вот вопросами дендрологии там занимается муниципальное унитарное предприятие. У каждого города свой взгляд на развитие. Я считаю, в Иркутске должно быть муниципальное предприятие, которое будет отвечать за вопросы энтомологии и дендрологии и содержание и развитие лесопитомников.

– Тепличное хозяйство «Горзеленхоза» требует переделки, строения старые, их приходится постоянно ремонтировать. К тому же вы до сих пор покрываете теплицы плёночным материалом. В кризисные годы обсуждался вопрос переезда «Горзеленхоза» на другие площадки. Уже определено новое место?

– Все проекты о переезде долго­срочные, пока они находятся на стадии согласования, говорить о них прежде­временно. Такие глобальные вопросы решает администрация города. Я отвечаю за текущую деятельность на предприятии. Могу поделиться только своим мнением по данному вопросу: здесь начинать реконструкцию теплиц нет смысла. На этой площадке тепличное хозяйство развивалось 80 лет, целесообразно рассматривать поэтапный перенос тепличного комплекса на другие территории.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры