издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Импорт вместо импорта

Китай и Монголия будут поставлять мясо в Иркутскую область

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Несмотря на то, что последние годы ввоз свинины и говядины соответственно из этих стран был запрещён из соображений безопасности, с зарубежными партнёрами уже достигнуты принципиальные договорённости. Впрочем, Россельхознадзор обещает тщательно контролировать качество импортного мяса, которое должно восполнить потери продовольственной корзины из-за продуктовых санкций.

Заявляя о том, что продуктовые санкции помогут отечественному производителю увеличить производство и подтолкнут импортозамещение, власти ищут новых зарубежных поставщиков основных продуктов. По крайней мере, по мясу уже существуют договорённости с восточными соседями.

Свинина из Китая не поставлялась в Россию с 2002 года. Дело в том, что Поднебесная не предоставляла достоверные сведения об эпизоотической ситуации на своей территории, напомнил на прошлой неделе заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Александр Сербиян. Однако официальная позиция изменилась. В августе Россельхознадзор провел ряд встреч, в результате которых достигнута договорённость о сотрудничестве, а два китайских производителя мяса аттестованы для работы с Россией. «Многие регионы заинтересованы в поставках свинины, в том числе и предприятия Иркутской области, на сегодня уже есть много заявок, – заявил Сербиян. – Если говорить о безопасности, сегодня мы имеем хорошо оснащённую лабораторию. Все поставки будут контролироваться не только в Китае, но и на границе». За качеством обещает следить Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория: «Россельхознадзор будет отбирать пробы при пересечении границы, а лаборатория будет исследовать их на соответствие требованиям Таможенного союза по микробиологическим и химико-токсикологическим показателям», – говорит заместитель руководителя лаборатории Александр Аблов. Поставлять некачественную продукцию под своей маркой аттестованным предприятиям будет невыгодно, полагает эксперт: процесс получения этого статуса непрост и производители будут им дорожить. 

Ещё одно направление работы Россельхознадзора – Монголия. «Все мы знаем, что там были зарегистрированы вспышки ящура, – вновь напомнил Сербиян о причинах запрета на монгольскую говядину. – Сегодня мы имеем чистую западную часть Монголии, откуда и будет поставляться мясо. Что касается активности наших предприятий, у нас по этому году [с Монголией] будет работать пока только Ангарский мясокомбинат». Опять же, импортное мясо подвергнется всем необходимым исследованиям. В отличие от китайских коллег, которые только собираются заключить контракты с российской стороной, в Монголии уже занялись убоем скота, отмечают специалисты. 

Объёмы поставок ещё не определены, по каким ценам будет продаваться мясо, специалисты говорить не готовы. В регионе существует потребность в шпике для производства колбасы, отметил Алек­сандр Сербиян, да и вообще «вопрос свинины в нашем регионе имеет место быть».

Что касается заграничных овощей и фруктов, здесь значительных изменений не предвидится: «Если думать, что сейчас, когда европейская продукция попала под эмбарго, мы откроем ворота и не будем досматривать продукцию из Китая и Средней Азии, чтобы её поступало как можно больше, – такого не будет. Как досматривали, так и будем досматривать, не хуже и не лучше», – подчеркивает начальник отдела карантина растений Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Владимир Журавлёв. Санкции – не повод для паники, полагает чиновник. Экзотических фруктов в Иркутскую область поступает очень мало, больше всего привычных яблок, апельсинов, мандаринов. Причём из Европы поступает менее 5% продукции. «Традиционно это Восток – Китай, Вьетнам, а летом китайскую продукцию перебивает Средняя Азия. Всё регламентировано международными конвенциями и стандартами. Основная доля продукции проходит досмотр на границе либо Таможенного союза, либо России. У нас, как правило, это уже вторичный контроль в случае необходимости – поступления жалоб или ещё каких-то экстраординарных обстоятельств», – говорит Журавлёв. Уже этой осенью на прилавках будет больше российских продуктов, считает специалист – на рынке в Иркутске сейчас можно насчитать пять сортов яблок, выращенных в России. 

Однако к безопасности средне­азиатских продуктов есть вопросы. Если говорить об авиаперевозках, коммерческих поставок растительной продукции по этому каналу нет. А с 2012 года указанием Россельхознадзора наложено временное ограничение на ввоз из этих стран подкарантинной продукции в ручной клади и багаже пассажиров, объ­ясняет Лариса Левковская, старший госинспектор по фитосанитарному контролю пункта «Аэропорт Иркутск». «То есть ни один человек не может привезти с собой фрукты, овощи, орехи, сухофрукты – это всё запрещённый груз. Тем не менее, везут. На последнем рейсе из Таджикистана мы изъяли 86 кг, – рассказывает госинспектор. – Когда рейс уже прошёл таможенную зону, инспектор столкнулась с толпой разъярённых пассажиров и встречающих. Прилетевшие заблокировали автоматическую дверь в зал прилёта, и ни полиции, ни пограничников поблизости не оказалось. Стали швырять в инспектора изъятую продукцию, проклинать, угрожать физической расправой…». В этом году в аэропорту зафиксировано 60 случаев обнаружения карантинных организмов.

Как бы то ни было, голод При­ангарью не грозит, продолжают уверять представители госструктур, а цены на продовольствие под кон­тролем. Тем не менее, по данным Иркутскстата, с начала года продукты (включая алкоголь) в Приангарье подорожали на 5,8%, а в августе по сравнению с июлем цены выросли на 0,5%.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры