издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из «моно» в ТОРы

Усолье-Сибирское рассчитывает получить федеральное финансирование на социально-экономическое развитие

Побороться за статус территории с опережающим развитием (ТОР) намерен один из шести моногородов Приангарья – Усолье-Сибирское, где уже несколько лет как закрыт градообразующий «Усольехимпром». В сентябре 2015 года регион планирует подать документы в Минэконом РФ, чтобы побороться с другими потенциальными претендентами. Всего в России более 300 моногородов. Федерация обещает предоставить 20–30 таким городам (победившим в конкурсе) финансирование на отдельные проекты, а также налоговые льготы для инвесторов, готовых зайти на территории.

В Усолье-Сибирском на минувшей неделе под руководством главы правительства России Дмитрия Медведева состоялось совещание по созданию территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) в моногородах России. 

Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил бывшее градообразующее предприятие Усолья-Сибирского – «Усольехимпром», а также работающий Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод. Напомним, что сейчас на «Усольехимпроме» все основные производственные мощности законсервированы, выпуск продукции не ведётся. Химико-фармацевтический завод (основан в 1970 году) осуществляет синтез субстанций высокой степени очистки, служащих основой для выпуска лекарственных средств. В настоящее время завод – единственное предприятие в России, выпускающее фенобарбитал. 

Планируется к реализации ряд инвестиционных проектов, в том числе по производству онкологических препаратов, с общим объёмом инвестиций 3,8 млрд рублей, что позволит создать дополнительно более 500 рабочих мест.

Дмитрий Медведев, открывая совещание, отметил, что сейчас в стране в подобных Усолью моногородах проживает почти десятая часть населения страны – около 14 млн человек. Всего в России насчитывается 319 моногородов. При этом лишь в 71 из них социально-экономическое положение можно назвать стабильным. Зато количество так называемых кризис­ных моногородов, где ситуация ухудшается, в стране ежегодно растёт. Так, за минувший год депрессивных территорий стало на 19 больше (с 75 до 94). 

Для решения проблем в моногородах руководство страны предложило в 2014 году создать Фонд развития моногородов, который будет софинансировать расходы регионов и муниципальных образований на развитие инфраструктуры. Одновременно он является консультантом при заключении соглашения с регионами для правильного обоснования заявки. Также фонд непосредственно может участвовать в инвестиционных проектах и в обучении управленческих команд. 

– Мы планируем создавать на базе моногородов территории опережающего развития (там, где это целесообразно, конечно). Рассматривать заявки от регионов на создание таких территорий будет специальная комиссия. И конечно, предпочтение будет отдаваться проектам, которые стимулируют не столько открытие отдельных промышленных площадок (хотя это тоже, конечно, возможно), сколько оживление инвестиционной активности в целом, будь то прежние производства, новые производства, малый и средний бизнес, – детализирует Медведев.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев дополнил, что бюджет фонда развития моногородов, начавшего действовать с прошлого года, составил 3 млрд рублей. В 2015 году запланировано 4,5 млрд федеральных средств, в 2016–2017 годах – по 10,8 млрд. Общая сумма составляет более 29 млрд рублей. По расчётам Минэкономразвития, этих средств должно хватить на 20–30 моногородов, это 20–30 проектов. При этом кризисных городов в стране уже 94.

– То есть нам нужно будет очень внимательно посмотреть на бюджет – вот сейчас будем принимать его на очередной трёхлетний период. На­деемся, что не потеряем хотя бы существующие позиции (по софинансированию моногородов. – Прим.), – сообщил министр.

Второй инструмент для развития моногородов, предложенный руководством страны, – создание территорий опережающего развития. Улюкаев рассказал о критериях, по которым могут быть приняты решения о резидентах ТОРов, реализующих свои инвестиционные проекты в моногородах. Так, довольно низкая «цена проекта» –  5 млн рублей, количество новых трудовых мест – 20. «Мы специально, сознательно пошли на этот низкий порог, чтобы максимально стимулировать начало работы по созданию этих ТОРов. В ближайшее время начнём отбор тех моногородов, на которых целесообразно отрабатывать институциональную рамку территорий опережающего развития», – комментирует чиновник.

Среди преференций, на которые может рассчитывать резидент, стандартные налоговые льготы по налогу на прибыль: федеральная часть полностью обнуляется, региональная часть не выше 5% в течение первых пяти лет, в следующие пять лет – не ниже 10%. Обещает правительство страны также снижение тарифа для резидентов по страховым взносам в четыре с лишним раза. «То есть если у нас базовая величина – 34%, то здесь – 7,6%», – объясняет глава Минэконом­развития РФ.

Для тех ТОРов, которые будут создаваться в моногородах, работающих с добывающими отраслями промышленности, планируется ввести понижающий поправочный коэффициент при применении налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,2 первые два года, 0,4 – третий, четвёртый годы, 0,6 – пятый и шестой, 0,8 – седьмой и восьмой. Кроме того, министр обратил внимание и на региональный инструмент для поощрения резидентов – за субъектами РФ сохраняется возможность освобождения от уплаты налога на имущество и иных сборов, которые за ними закреплены Бюджетным кодексом.

Иркутская область также рассчитывает на участие в проектах по поддержке моногородов и по созданию ТОРов. Тем более что в регионе увеличивается количество таких депрессивных населённых пунктов – с шести до восьми в 2015 году, включая Усолье.

– На мой взгляд (и это проработанная совместно с правительством позиция, в том числе с Алексеем Валентиновичем Улюкаевым), Усолье-Сибирское – территория, возможная как пилотный проект. Поэтому мы обращаемся с просьбой на базе этого города создать пилотный проект для изменения тенденций по моногородам, – обратился на совещании глава Приангарья Сергей Ерощенко.

В сентябре 2015 года правительство Иркутской области обещает подготовить базовые документы, необходимые для создания ТОРов в регионе.

– Мы пытаемся изменить тенденцию, связанную с тем, что города приходят в упадок. Так, например, в Байкальске, где существовало старое, нерентабельное производство, которое невозможно восстановить (БЦБК. – Прим.), как только удалось ликвидировать дымящуюся трубу и снять экологическую нагрузку, весь юг Байкала стал инвестиционно привлекательным. Теперь есть возможность создавать здесь рабочие места, – заявил Ерощенко.

Однако для Байкальска, Усолья и ряда других моногородов Иркутской области существует общая проблема, препятствующая их социально-экономическому развитию. Речь идёт об утилизации накопленных отходов производства. Так, в Байкальске это хлор- и серосодержащий лигнин, в Усолье – ртутное озеро. Кроме того, подчеркнул Ерощенко, в подобных городах, чтобы там появились новые точки роста (это, как правило, малый бизнес), нужно создать специализированную инфраструктуру. Потому что нынешняя инфраструктура моногородов Байкальска, Усолья и других если не устарела, то ориентирована прежде всего на крупные производства. Речь идёт об очистных сооружениях, теплогенерации и т.д. Решить эти затратные инфраструктурные проблемы сами представители среднего и малого бизнеса вряд ли смогут. Здесь без участия как субъектов РФ, так и правительства страны не обойтись, подчеркнули представители региона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры