издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Подходы к отходам

Ангарский природоохранный прокурор рассказала об итогах проверки Усольского свинокомплекса

В конце мая Усольский городской суд по инициативе Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области вынес решение приостановить деятельность Усольского свинокомплекса на 90 дней. Решение должно вступить в силу через месяц, если предприятие не начнёт исправлять выявленные надзорными органами нарушения. В ответ руководство предприятия заявило о несправедливости требований надзорных органов и попытке заблокировать его работу. Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура также проводила проверку исполнения предприятием природоохранного законодательства. Оксана Пириятина, ангарский межрайонный природоохранный прокурор, рассказала о выявленных нарушениях и позиции прокуратуры.

– Свинокомплекс признали виновным по статье «Порча почв». Предприятие нарушило требования охраны окружающей среды, что повлекло за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, возникновение эпидемий. У надзорных органов до этого времени были замечания к свинокомплексу?

– Природоохранная прокуратура была образована в 2018 году. В первый же год своей работы мы проверили Усольский свинокомплекс и установили, что обращение со свиным навозом осуществляется с нарушением требований закона. Предприятие об этом уведомили, конечно. Надо сказать, что ситуация, в которой оказался Усольский свинокомплекс, не уникальна. Это общая проблема для многих сельхозпроизводителей в стране.

В производстве образуется побочный продукт – свиной навоз. Предприятие использует его в своих же целях, не реализуя (по крайней мере, обратное мы не установили). В качестве удобрения его размещают на полях, чтобы тут же выращивать кормовую базу.

Позиция предприятия заключается в том, что навоз – это удобрение. Но законодательство однозначно определяет, что использовать любое вещество в качестве агрохимиката или пестицида можно только после того, как оно официально зарегистрировано. Процедура регистрации включает в себя различные исследования и заканчивается получением свидетельства и внесением вещества в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к использованию на территории РФ, который размещён на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ. После этого можно будет говорить, что свиной навоз Усольского свинокомплекса – удобрение.

– То есть это, в общем, формальный момент?

– С одной стороны, это формальный момент. Но с другой, мы же понимаем, и законодатель говорит нам о том же: пестициды и агрохимикаты, даже органического происхождения, – это дополнительное негативное воздействие на окружающую среду. Это воздействие на воду, почву, на растения, которые мы потом употребляем в пищу.

Поэтому вот эта процедура как раз направлена на изучение и легализацию того или иного вещества и введение его в оборот с условием безопасного использования. Только в этом случае продукт официально можно назвать удобрением, появляются официальный техрегламент его производства, методика применения. Это важно. Иное использование становится опасным, и за это наступает определённая ответственность. Вот этот путь свинокомплексом не пройден.

– Получается, прокуратура ещё в 2018 году сказала свинокомплексу: «Уважаемое предприятие, мы не возражаем, чтобы вы использовали свиной навоз в своих целях. Но зарегистрируйте всё официально». И это не было сделано.

– Даже не так. Предприятию было указано на недостатки и предложено выбрать путь, которым свиной навоз можно легализовать. Первый, как было сказано, – зарегистрировать в качестве удобрения. Пусть государство подтвердит, что оно безопасно, что есть методика его использования. Но, если предприятие отказывается от регистрации, есть второй путь – признать, что это отходы, и, соответственно, исполнять требования закона, связанные с обращением с отходами.

Обращение с отходами у нас не запрещено. Но закон налагает определённые ограничения на деятельность по обращению с отходами в зависимости от степени их опасности. В частности, если свиной навоз является отходом, то его размещать на почве нельзя, надо искать технологические пути его утилизации, обезвреживания, размещения. Речь идёт об исполнении целого комплекса норм – начиная с составления паспортов отходов и заканчивая оборудованием мест накопления, размещения отходов. Но дело в том, что эти нормы на предприятии тоже не соблюдаются.

– С бытовой точки зрения ситуация действительно вызывает недоумение: как так, мы навоз на свои грядки складываем. У каждого есть дача, мы на грядки добавляем удобрения.

– Но здесь речь идёт не о домашних грядках, в том-то и дело. Речь о масштабном производстве и длительном воздействии на почву. Десятилетиями навоз вываливается на одни и те же поля в производственных объёмах, это тысячи тонн. Судя по отчётам предприятия, оно производит около 500 тысяч тонн навоза в год. И, естественно, тут возникает вопрос: а что у нас за это время произошло с почвой, с подземными водами? В каком они состоянии? И ещё – жители города Усолья-Сибирского постоянно жалуются на удушливый, тошнотворный запах. Это аммиачные испарения от свиного навоза.

В 2018 году после нашего представления свинокомплекс отчитался, что разработан новый технологический регламент. Для того, чтобы уменьшать сроки обезвреживания свиного навоза, они начали применять специальный препарат. Его добавляют в навоз, в том числе для устранения неприятного запаха. Но ситуация не поменялась: атмосферный воздух в Усолье-Сибирском по-прежнему с завидной периодичностью становится крайне неприятным из-за запаха с полей предприятия.

– Какие параметры оценивались во время проверки нынешнего года?

– В текущем году мы вышли на проверку, чтобы посмотреть ситуацию глубоко и комплексно. Важно было оценить степень длительного воздействия навоза на полях на все компоненты окружающей среды. Работали разные органы контроля: Россельхознадзор, Росприродназдор, Роспотребнадзор, Служба госэкологнадзора Иркутской области.

Первое, что мы увидели, – не соблюдается техрегламент применения специального препарата. Его добавляли слишком мало. Соответственно, запах как был, так и остался. И обеззараживание не достигалось. Как удобрение навоз не был зарегистрирован. То есть предприятие не выбрало ни один из способов легализации своей деятельности по обращению со свиным навозом. С одной стороны, не легализовали навоз как удобрение, с другой – не исполняли требования по обращению с отходами.

Собственно, всё остальное – это последствия. Они крайне неприятные. Допускается существенное негативное воздействие на окружающую среду. На каждом этапе работы с навозом к предприятию есть замечания.

Одним из тревожных последствий является негативное воздействие на подземные воды. Нужно думать, что с этим делать. Даже согласно мониторингу, который ведёт предприятие, имеется превышение ПДК загрязняющих веществ в подземных водах. Предприятие должно компенсировать причинённый компонентам природной среды ущерб и решать, как снизить своё негативное воздействие. Конечно, это не произойдёт одномоментно.

– Насколько велико негативное воздействие?

– По результатам проверки мы пришли к выводу о значительном негативном воздействии свинокомплекса на окружающую среду. И предприятие, к сожалению, оказалось один на один с этой проблемой. Длительное игнорирование требований закона привело вот к такой ситуации. Массив проблем огромен, решение их требует больших финансовых затрат. Что не соответствует тем возможностям, которые на сегодняшний день имеются у предприятия. Но решать проблемы всё равно надо.

Представление об устранении нарушений природоохранная прокуратура внесла 31 мая. Речь идёт о снижении негативного воздействия и ликвидации последствий. По закону у юридического лица есть месяц на его рассмотрение. Необходимо отметить, что это не пресекательный срок. Мы ждём от предприятия конструктивного подхода, когда по каждому из нарушений будет предложен способ его устранения.

– О каких именно решениях может идти речь?

– Решения – это изменение технологии работы с отходами, соблюдение техрегламента. Например, по технологии, которая сейчас существует, на предприятии происходит смешение отходов производства и бытовых отходов. То есть бытовые отходы от жизнедеятельности людей на производстве попадают вместе со свиным навозом на единые очистные, там перерабатываются и вносятся на поля. Этот вопрос нужно решать.

В этом году обстановка на предприятии стала угрожать наступлением чрезвычайной ситуации из-за загрязнения свиным навозом рек Мальтинки и Белой. Зима была снежной, во время снеготаяния обваловка полей просто не выдержала натиска воды, и всё это слилось в концентрированном виде в реки. Надо придумать техническое решение, чтобы таких ситуаций больше не было. Нарастить обваловку, как предлагает предприятие, – не выход. Как вариант, можно обустроить отведение или сбор талых (ливневых) вод. Такие решения технически есть, и они другими предприятиями используются. То есть это не фантастические решения.

В силу закона прокурор не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия, то есть диктовать способ устранения нарушений. Поэтому я и говорю о конструктивном диалоге: технологические и иные способы устранения нарушений закона должны исходить от предприятия. Безусловно, мы будем добиваться в любом порядке, в том числе и в судебном, устранения нарушений. Однако наша позиция строится на принципе «Не навреди», мы всегда рассматриваем наиболее безболезненный для хозяйствующего субъекта способ устранения нарушений.

Один из путей решения – привлечение к проблеме властей региона. Такая помощь и предусмотрена законодательством. Например, если предприятие первой категории негативного воздействия на окружающую среду, каковым является свинокомплекс, будет применять наилучшие доступные технологии для очистки, регион, безусловно, обязан помогать и предоставлять субсидии, разрабатывать соответствующие программные мероприятия. Среди сельхозпроизводителей свинокомлекс не единственный, кто оказался в такой ситуации. Есть ещё предприятия, которые должны пойти по этому же пути. И тоже не одни, а с помощью региональных властей.

P.S. 8 июня пресс-служба правительства Иркутской области распространила пресс-релиз, в котором говорится, что деятельность СХПК «Усольский свинокомплекс» будет восстановлена после выполнения требований надзорных органов. Губернатор Игорь Кобзев обсудил положение с руководителем предприятия Павлом Сумароковым и предложил ему совместно с правительством региона разработать путь выхода из ситуации.

В 2020 году компания произвела около 21 тысячи тонн мяса, что составляет 93% всего рынка производства свинины на предприятиях региона и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Кроме того, комплекс – одно из градообразующих предприятий для посёлка Белореченского, районного центра Усольского района. В прошлом году в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды предприятие перечислило более одного миллиарда рублей, в том числе 261 миллион рублей – в бюджет Иркутской области.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры