издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Космос Виталия Смагина

«Свет Прибайкалья» — так назвал свою персональную выставку народный художник России Виталий Смагин. Вне всякого сомнения, открытие уникальной экспозиции, посвящённой 70-летнему юбилею мэтра сибирской живописи, стало заметным событием в культурной жизни Иркутска.

И это понятно: в своём творчестве художник затрагивает глубинные аспекты духовной жизни Приангарья, в его живописных холстах тесно переплетаются легенды и мифы, уходящие корнями в далёкое прошлое и одновременно дающие пищу для осмысления реалий сегодняшнего дня. Названия лишь некоторых из них: «Откровение», «Великий Отец Ольхона», «Рождение Эхирита», «Шубуун Нойон», «Голос неба» — позволяют говорить об оригинальной философско-эстетической программе творчества Виталия Смагина. Сам он так сформулировал своё кредо: «Мифы, легенды, сказания, улигеры раскрывают многоцветный мир наших предков. Мифы сравнимы с чистым, ясным взглядом ребёнка, взглядом, наполненным искренней верой в добрые силы, дающие возможность безмятежно мечтать и восторгаться нескончаемым светом жизни».

Можно сказать с уверенностью, что стены областного художественного музея, где состоялось открытие выставки, давненько не вмещали такого количества гостей, пришедших поздравить Виталия Георгиевича с юбилеем, замечательной выставкой, сказать слова признательности и благодарности за вклад в искусство, воспитание молодых художников, большую общественную работу. И это не просто слова. За плечами народного художника большой насыщенный событиями и творческими исканиями жизненный путь. Это и учёба в Иркутском художественном училище, Ленинградском высшем художественном училище. По приглашению незабвенного градоначальника областного центра Н. Ф. Салацкого он работает главным художником Иркутска, преподаёт в Иркутском художественном училище. С 1975 года Смагин — член Союза художников СССР, участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Довелось возглавлять Иркутскую областную организацию Союза художников России. И дальше: 1980 год — лауреат премии Министерства культуры и секретариата Союза художников РСФСР, 1985-й — награждён золотой медалью ВДНХ СССР, в 1986-м получает медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». С 1989 г. — профессор кафедры рисунка и живописи архитектурного факультета ИПИ, 1993 г. — присвоено почётное звание народного художника России. С 1994 г. профессор В. Г. Смагин заведует кафедрой монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технического университета.

И вот последнее десятилетие — Виталий Смагин становится лауреатом премии Иркутской области за цикл произведений «Свет Байкала», избирается действительным членом Международной академии творчества. В 2001 году его избирают почётным гражданином города Иркутска, через пару лет он лауреат премии губернатора Иркутской области, награждается золотой медалью Российской академии художеств.

Нынешний год для художника, педагога, общественного деятеля Виталия Смагина стал этапным. Великий труженик, мастер живописи, заботливый наставник молодых талантов получает звание члена-корреспондента Российской академии художеств. Но как вы сами понимаете, мастер и не помышляет почивать на лаврах. Хотите найти его — ищите в аудиториях политеха, в мастерской, на очередном заседании почётных граждан Иркутска…

В прочем, вернёмся в залы, где выставлены живописные работы художника. Оговоримся сразу, в основной своей части они выполнены в манере, непривычной для поклонников и ценителей реалистической школы живописи — главенствующими в них являются цвет, вихрь цветовых линий и пятен, пластичность композиционных построений, которые уводят нас в мир поэтических ассоциаций. Впрочем, давайте послушаем мнение тонкого знатока и исследователя школы Смагина московского искусствоведа Ады Сафаровой. «Центральный образ программных работ Смагина — образ шаманки, предсказательницы, — замечает критик, — можно трактовать как утверждение чувственного восприятия мира. Это ещё и явная апелляция к древним традиционным восточным культурам. Это установка на созерцание как способ постижения… Уже первое зрительное впечатление выявляет острую стыковку Востока и Запада и обнаруживает программное содержание произведений…»

«Для Смагина этот многовековой вопрос русской культуры составил суть его творчества, его главный сюжет, в нём он черпает вдохновение, из него высекает поэзию. Восток реально, с шаманским культом, близкий, подступающий к Иркутску, и Восток в интерпретации европейцев-импрессионистов — матиссовская тема танца; пряный Восток дягилевских спектаклей; Восток Бакста, Бенуа. Всё это переплавлено в живопись Смагина, который помнит о кубизме, преклоняется перед Врубелем, цитирует Малевича». «Подвижный, незамкнутый круг цветовых конфигураций и сам принцип построения целого из самодостаточных фрагментов, а также плоскость, утверждаемая в пределах картинного пространства, — всё это ещё и знаки восточной метафизики». И ещё. «Мастерское сочетание культур, исторических периодов, первобытного и современного, восточного и европейского, изобразительной манеры и абстрактных построений — всё сплавляется в цельную индивидуальную авторскую стилистику живописи Смагина».

«С одной стороны, — продолжает Ада Сафарова, — в живописи, её цветовом строе и ритмических пульсациях явно ощущается очень сильное жизненное впечатление, пережитое с юношеской страстью. С другой стороны, совершенно ясно, что не только интуиция движет рукой художника, Смагин — профессионал высокого класса, потому мастерский расчёт и навык ощущаются в той уверенности, с которой он кладёт на холст краски, точно рассчитывая эффект их сочетаний. Он знает эмоциональную силу линии и планирует её воздействие на зрителя. Его композиционные стыковки полей локального цвета с неистовым богатством соседствующих говорят о точном профессиональном звучании. Потому от работ Смагина веет таким притягательным сочетанием юношеской порывистости чувств и рассудительности зрелого мастера. Но и в этом, казалось бы, очень личном качестве таится главная тема его творчества — тема двуединства мира — Востока и Запада.

Цветовые структуры вокруг невидимых тел можно воспринимать как их ауру, а живописную гамму как цветовую характеристику этих духовных эманаций. Изумрудно-зелёные, сапфировые, сумеречно-синие, прозрачно-голубые духи — образы «Пути», «Послания», «Тайны», «Истоков» — обретают у Смагина реальность мысли…

Художник умеет включить себя всего в таинство жизни и получает возможность транслировать её, но уже в зримом, живописном её воплощении. В этом чувствовании потаённости жизни и личных творческих способах её художественного воссоздания кроется обаяние личности и творчества Смагина, а также секрет его популярности как педагога. Человек и художник с поэтической душой и даром провидения, он заражает и увлекает своим мировидением, запечатлённым в его произведениях, всегда автопортретных, но не по жанру, а по их наполненности его личными воспоминаниями, ощущениями, мечтаниями, раздумьями, которые непостижимым образом оказываются фактом не только его личной жизни. У этих событий иной уровень, — заключает Ада Сафарова, — они оказываются причастными к явлениям космическим, мирозданческим. И в этом Смагин остаётся сугубо русским художником, в творчестве которого появляется космизм — фундаментальная ценность русской культуры».

Остаётся только поблагодарить искусствоведа, главного редактора журнала Московского музея современного искусства «ДИ» Аду Сафарову за развёрнутый комментарий к самобытному искусству нашего земляка народного художника России Виталия Смагина, высокую оценку его творчества. И в свою очередь, поздравить Виталия Георгиевича с юбилеем, замечательной выставкой, пожелать ему здоровья, удач и новых творческих взлётов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры