издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Какого цвета осень?

Необычная выставка развёрнута в фойе Дома литераторов им. Петрова. Её необычность отнюдь не в содержании, не в жанровом разнообразии, нет, этим «грешат» все, кто дружит с кистью и красками. Дело в том, что до сих пор большинство из тех, кто пришёл на открытие, знали Георгия Замаратского как автора прозаических произведений. Только за последние несколько лет вышли его романы «Пыхуны», «Твой ход, Яверя», повесть «Приглашение в память»... И вот на тебе - выставка живописи. Она вполне соответствует своему названию: «Взгляд». Художник далёк от подражательности, он не тяготеет к какому-либо определённому направлению или тематике. Здесь есть портреты, в том числе и хорошо знакомых нам людей - писателей Валентина Распутина, Валерия Нефедьева, ряд женских образов. В большом стилизованном полотне «Пахарь» мы узнаём черты иркутского поэта Василия Козлова.

В пейзаже Г. Замаратский тяготеет к метафоричности, философскому осмыслению увиденного. Это «Дорога к небу», «Последний танец», «Жизнь ты, житуха наша!». В тревожном, коричнево-багровом колорите выполнена картина «Лес пошёл». На холсте прочитывается трагическая коллизия. На краю обрыва, образовавшегося явно в результате человеческого воздействия, накренилось дерево с роскошной золотой кроной. Корни уже обнажились, и нам понятно, что эта осень для красавицы-берёзы последняя, вот-вот подуют свирепые ветра и она упадёт. А далеко внизу по дороге тянутся две тяжёлые машины, доверху нагруженные древесиной.

На свою нынешнюю выставку Г. Замаратский представил более 30 работ, выполненных в разных манерах — и реалистической, и с элементами авангарда («Фиалки», «Египетская сюита» и др.). Не без оглядки на экспрессионистов написан «Заоконный пейзаж».

Для многих иркутян имя Георгия Иннокентьевича Замаратского почти незнакомо. Это и понятно. Уроженец Нижнеилимского района после службы в армии окончил Иркутское художественное училище и два курса Ленин-градского института им. Репина. До затопления долины Илима работал в средней школе и в районном Доме культуры. После затопления — в средней школе № 4 г. Железногорска, потом директором детской художественной школы. Как сказано в аннотации к его последней книге о нелёгкой судьбе подростков во время Великой Отечественной войны, Георгий Замаратский — почётный гражданин города Железногорска, заслуженный работник культуры, член Союза писателей России. И, как мы смогли убедиться, он не прочь «побаловаться» красками.

В мою задачу не входит критический разбор живописных работ. Добавлю лишь весьма любопытную деталь. В день открытия выставки здесь же, в Доме писателей, довелось приобрести свежий, четвёртый, номер журнала «Сибирь». В нём опубликован рассказ виновника торжества — Георгия Замаратского, вещь, которая удивительным образом перекликается с экспозицией выставки и если не проливает свет на секреты его художнического видения, то во многом объясняет манеру, отчасти тяготеющую к импрессионизму. Лирический герой рассказа «Белый свет» увидел цветок, поразивший своей необычностью. «Он не был охристым, не был жёлтым, не был оранжевым. Это была смесь совершенно необычного цвета, мелкие тёмные пятнышки на лепестках».

«Такой же неповторимый цвет, — читаем далее, — так и не разгаданный мной в детстве, когда удавалось на колхозном току в клящие зимние морозы изловить снегиря и полюбоваться его грудкой, — тоже не красный, не розовый, не… ну, нет таких слов, чтобы определить: словно он был не земным, а космическим, и смотрелся откуда-то из глубины оперения. Вот и у этого ириса был цвет тоже словно космический, неземной».

«Я не позавидовал нашим художникам, — пишет Замаратский, — которым вряд ли удалось подобрать на своей палитре хотя бы приблизительно подобное». Попытался предпринять такую попытку и он, Георгий Замаратский. Насколько она удалась, эта попытка, судить зрителям, на чей суд и представлена экспозиция в Доме литераторов.

На снимках: часть экспозиции выставки; Г. Замаратский

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры