издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Поосторожнее бы с фактами

  • Автор: Над новой книгой размышлял рядовой читатель Борис ФЁДОРОВ. Иркутск

На книжных прилавках появилась новая книга о Тухачевском. Её автор Ю. Кантор в своей оценке известного командарма и его трагедии весьма категорична. Её я бы сформулировал так: мол, Ленин и Сталин, используя вредоносную теорию марксизма, создали империю зла для установления своей абсолютной личной власти, столкнув страну в исторический тупик. Отдельные технические и социальные успехи в стране достигнуты ценой неимоверных народных жертв и исторически не оправданы. Вот эта мысль и явилась основной в осмыслении судеб всех противников российского социализма, а также жертв репрессий, которые, как известно, коснулись в полной мере и красных командиров накануне Великой Отечественной войны.

Но, как мне кажется, касаясь столь трудной и горькой темы, нужно учитывать все факты, брать во внимание саму историческую обстановку, в которой разыгрывались человеческие драмы. Что и говорить, опальный командарм был личностью незаурядной. Стремительная карьера, вознёсшая его чуть ли не на вершину власти, активное участие в строительстве Красной Армии — всё это безусловная правда и сомнению не подлежит. Но, с другой стороны, стезя Тухачевского как полководца не была такой уж победоносной. Военная кампания с белополяками, которой он руководил, оказалась провальной, сопровождалась огромными потерями красных и в конце концов завершилась позорным миром. Мне сдаётся, что его характеристика как успешного стратега явно некорректна.

Вообще, пытаясь сегодня воссоздавать образ того или иного деятеля, который сам уже не может что-либо рассказать о себе, нужно быть очень тактичным и объективным. В полной мере это относится и к оценке личности Тухачевского. Неопровержимых фактов, подтверждающих его участие в контрреволюционном заговоре, нет, точно так же, как нет и доказательств того, что он стал жертвой провокации немецкой разведки. Пытки, перенесённые им в тюрьме, скорее всего, имели место. И при всём при том мне хотелось бы большей авторской объективности в рассказе о таком неоднозначном человеке, каким был Тухачевский.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры