издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожная петля

  • Автор: Димитрий ЕЛОВСКИЙ, Анна КЛЕМЕНТЬЕВА

Губернатор Александр Тишанин пошёл на открытый конфликт с одним из влиятельных представителей региональной элиты — директором ОГУП «Дорожная служба Иркутской области» и лидером фракции «Единая Россия» в Заксобрании Сергеем Мутовиным. Ему в вину вменяется неэффективное управление предприятием. Эксперты считают, что критика связана с желанием посадить на его место «своего» человека или с реакцией на июньскую сессию, когда единороссы не поддержали инициативу губернатора по распоряжению землёй в городе Иркутске.

В прошлую субботу в обладминистрации состоялось закрытое для большинства представителей прессы совещание, посвящённое состоянию дорожной сети в Иркутской области. На нём губернатор Александр Тишанин подверг жёсткой критике работу областного государственного унитарного предприятия «Дорожная служба Иркутской области» (ОГУП ДСИО) в присутствии её руководителя Сергея Мутовина, являющегося по совместительству лидером фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании региона.

В начале совещания и.о. начальника главного финансового управления (ГФУ) Иркутской области Ирина Бондарева заявила, что в последние годы «Дорожная служба» проводила работу по списанию собственности. Это, естественно, привело к снижению балансовой стоимости предприятия. Например, в прошлом году с баланса было снято 175 объектов, при этом предприятию было возвращено в виде «остатков» лишь 120 тыс. руб. Документы, подтверждающие факт снятия техники с государственного учёта, в ГФУ представлены не были.

Александр Тишанин, ссылаясь на результаты некоей проверки ДСИО, в жёсткой форме обвинил руководство предприятия в неэффективности работы, ставя ему в вину очевидно плохое состояние дорог в регионе и задолженности по зарплате и налогам порядка 140 млн. рублей и убытки предприятия в прошлом году (40,5 млн. против 2 млн. прибыли в предыдущем). В ответ Мутовин заявил, что обладминистрация должна предприятию 126 млн. рублей. Это, естественно, ведёт к долгам по зарплате и неуплате налогов. По его словам, убытки предприятие несёт из-за роста цен на услуги по ремонту дорог, повышения стоимости ГСМ, запчастей и железнодорожных перевозок. К тому же обладминистрация сократила объём средств, выделяемых на ремонт 1 км дорог, с 60 тыс. в 2004 году до 47 тыс. в 2005. А работ проводится ровно столько же.

После полуторачасового разговора на повышенных тонах Александр Тишанин поручил всем присутствующим разобраться в течение десяти дней в причинах неудовлетворительного состояния автодорог в регионе, после чего он вернётся к рассмотрению данного вопроса.

Как пояснил «Конкуренту» сам Сергей Мутовин, совещание и подготовка к нему больше похожи на спланированную акцию по смене руководства предприятия. По его словам, губернатор имел в виду недавно прошедшую в ДСИО проверку, которая проводилась в два этапа. Ещё в мае управление по обеспечению безопасности администрации губернатора Иркутской области запросило у руководства ДСИО документы о финансово-хозяйственной деятельности. «Мы их дали, хотя могли бы этого и не делать — эта структура не имеет права нас проверять», — говорит Мутовин. Потом свою проверку провело ревизионное управление ГФУ. «О субботнем совещании меня предупредили накануне, в пятницу, в 16.30, — рассказывает опальный директор, — а руководителей территориальных подразделений предприятия — за двадцать минут до этого. О том, что они также приглашены, я в известность поставлен не был. Всё это противоречит элементарной деловой этике». Мутовин отверг все претензии руководства обладминистрации. По его словам, в ведении ДСИО находится около десятка тысяч объектов движимого и недвижимого имущества и списание 175 из них несущественно для балансовой стоимости предприятия. Списано было оборудование, изношенное более чем на 95%. «В актах о списании техники не может быть информации о снятии с учёта в ГАИ, она отражена в других документах, которые ГФУ у нас не запрашивало!» — говорит Мутовин. Плохое же состояние дорог он объясняет тем, что областные власти не финансируют их ремонт в достаточной мере: «Мы лишь подрядчики, сколько нам заказали, столько мы и сделали. На ремонт и содержание областных дорог необходимо пять миллиардов в год, выделяется один, какие к нам претензии?».

По мнению экспертов, причиной «разбора полётов» стала не столько неудовлетворительная работа предприятия, сколько намерение сменить его руководство на «своих» людей и политическая деятельность гендиректора. Напомним, что именно фракция «Единая Россия» при непосредственном участии Мутовина, как её руководителя, отклонила проект закона «О распоряжении земельными участками в городе Иркутске» на июньской сессии Заксобрания, с помощью которого обладминистрация намеревалась забрать полномочия по выделению участков в областном центре у горадминистрации. Этот шаг вызвал крайнее недовольство Тишанина.

К последней версии склоняется и спикер Заксобрания Виктор Круглов. По его словам, «Александр Тишанин сделал попытку расправиться с депутатом, который имеет своё видение развития региона, человеком, имеющим значение во фракции ЕР». Виктор Круглов пояснил, что происшедшее — реакция губернатора на «недружественное» отношение Сергея Мутовина к его июньской инициативе «отобрать земли Иркутска и передать их в ведение субъекта». «Александр Тишанин не счёл нужным скрыть своё недовольство», — говорит председатель Заксобрания. Он считает, что если глава региона решится на увольнение Мутовина (а возникновение этой ситуации спикер не исключает), то допустит серьёзную ошибку и может повториться ситуация, когда «Пушкин разбудил декабристов, а декабристы — Герцена».

Комментария губернатора получить не удалось. В то же время первый замглавы обладминистрации Юрий Параничев считает, что в данной ситуации нет никакой политической подоплёки. По его словам, главной целью таких встреч является выявление болевых точек региона и, как следствие, определение направлений расходования имеющихся средств. Дорожная отрасль региона, как и ряд других, заслуживает внимания со стороны руководства субъекта, считает Параничев.

Версию о возможной отставке Мутовина подтверждает источник в обладминистрации: «Сергей Прокопьевич руководит ОГУП, то есть губернатор — это его руководитель. Он может снять его собственным распоряжением, послав уведомление за две недели. Мутовин должен был это понимать, отказав главе региона в поддержке в июне. Ему уже подыскали замену — скорее всего, это будет человек из Нижнего Новгорода, он присутствовал на том совещании». Однако источник отказался назвать фамилию вероятного преемника Мутовина. Не исключено, что уже на следующей неделе, когда истечёт срок, который дал глава области на подготовку ко второму совещанию, губернатор попытается отправить Мутовина в отставку. «Конкурент» будет следить за развитием событий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры