издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Морская слава Байкала

Какое воображение надо иметь, чтобы представить нашу Сибирь времен ее освоения русскими? Озеро Байкал, открытое в 1643 году, остров Ольхон, манящий своей неизведанностью. Казак-пятидесятник Курбат Иванов, возвращавшийся со своим отрядом из Якутска, построил легкие гребные судна - кочи, переплыл пролив и вступил на загадочную, сокрытую от посторонних глаз землю. Этот водный поход и стал отправной точкой плавания русских по Байкалу. Сколько же судов было построено с той поры, как меняли они свою модификацию?

Истории судоходства на озере Байкал с XVII по XX века
посвящена выставка «Паруса над Байкалом», открывшаяся в
выставочном отделе областного краеведческого музея.
Привлекают в ней макеты судов, построенных в далекие
времена сначала казаками, а потом военными и гражданскими
специалистами. Названия у них были экзотические — кочи,
шитики, паузок, галиот. Выглядят они тоже не привычно. Некоторые похожи на деревянные дома, случайно оказавшиеся
на поверхности воды. У каждого судна своя жизнь и своя
отдельная история.

Автор выставки — главный специалист музея Полина Тугарина
долгие годы занималась тем, что находила специалистов,
готовых изготовить макет того или иного судна, когда-то
бороздившего воды Байкала, собирала уникальные снимки,
изображающие их внешний вид, подбирала исторические
материалы. Экспозиция получилась интересной и
познавательной.

В течение первых семи лет после открытия Байкала русскими
землепроходцами плавание по озеру было
эпизодическим. Вскоре после Курбата Иванова появился сотник сын —
боярский Иван Галкин во главе специально направленной из
Тобольска экспедиции, которой было поручено
осмотреть озеро, описать его, составить карту,
покорить и наложить ясак на живущих здесь бурят и тунгусов,
разузнать о месторождениях золота и серебра.
Галкин вышел на Байкал истоком Ангары, где на месте
нынешнего села Никола им были построены в 1645 году кочи
и струги — суда для плавания по озеру.

Именно эта экспедиция совершила первое длительное
путешествие по Байкалу вдоль всех его берегов (от
современного Култука до Нижнеангарска). Отряд шел по озеру
на парусно-гребных судах вместимостью 8-12 человек. Эта
экспедиция сформировала у русских реальное представление о
Байкале как о водоеме, требующем доброкачественных
морских судов. Важнейшей заслугой Галкина и его отряда
явилось открытие главного судоходного пути с Ангары через
Байкал в Забайкалье. Именно он был использован боярским
сыном Иваном Похабовым в 1648 году для похода по
Ангаре, Байкалу, Селенге в Монголию.

В пятидесятые годы XVII века на Байкале начинается
строительство парусно-гребных судов. Сооружают их мастера
из Архангельска, с Белого моря и Волги. Вместо гребных
шитиков появляются касовки, дощанки — более устойчивые
суда. На берегах озера нет еще постоянных русских поселений,
озеро — лишь удобный путь для проникновения в Забайкалье и
на Амур.

Более полутора веков ходили разного вида суда по Байкалу,
часто находя в нем свое последнее пристанище. Видя их
ненадежность, в середине
XVIII века стали строить особый тип судов —
байкальские галиоты. В это же время организовано Иркутское
адмиралтейство, ставшее подразделением транспортных судов
Российского военно-морского флота. В летнюю кампанию на
Байкале постоянно курсировали два корабля (для сравнения
можно взять морской Охотский порт, в котором в 1812 году
числились один крупный и три мелких корабля).

Деятельность частных судоходных компаний связана с
развитием на Байкале пароходства.
Строительство Кругобайкальской железной дороги вынудило
российское правительство организовать на озере паромную
железнодорожную переправу. Были
проведены изыскательские работы, составлена карта,
лоция, построены маяки, открыты метеорологические станции
в Лиственничном, Мысовой, на середине Байкала.

На переправе работало два ледокола: «Байкал», погибший в
1918 году во время артиллерийского обстрела белых, и
«Ангара», знаменитое и многострадальное судно, которое в
этом году отмечает свой 105-летний юбилей.

На воду ледокол «Ангара» был спущен в 1900 году, в 1906
году он прекратил свою работу на паромной переправе. С
1913 года совершал перевозку срочных грузов и пассажиров
от порта Байкал до Нижнеангарска и обратно. В годы
революции и гражданской войны стал военным кораблем,
воевавшим на стороне красных, в 1920 году на его борту
произошла страшная расправа над 31 заложником. Работало
судно на Байкале до 1963 года, затем оно по техническим
показателям было выведено на отстой в порт
Байкал. Далее передано на баланс областного комитета
ДОСААФ и переведено на 21-й километр Байкальского тракта.
В 1977 году исполком города Иркутска принял решение о
переоборудовании «Ангары» под музей.

Самое знаменитое судно Байкала сегодня находится не в
лучшем состоянии. Постоянная экспозиция судоходства по
озеру, которая была организована на ледоколе, закрыта.
Поэтому в выставочном зале областного краеведческого музея
мы видим только часть экспонатов, рассказывающих об
истории и морской славе Байкала.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры