издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И колокольный звон добра

Строка известного иркутского поэта, хоть и написана давно и вне связи с прошедшим в Москве Вторым международным театральным форумом "Золотой витязь", тем не менее вполне выражает его дух. Кстати, словарь С.И.Ожегова дает полтора десятка толкований понятия "дух", и практически все они так или иначе применимы к бытованию в российской культуре привлекательного по замыслу и все более набирающего масштабность и авторитет явления искусства под эгидой "Золотого витязя".

Подтверждение — в отзыве его вице-президента, профессора
Национальной академии театрального и киноискусства Болгарии Маргарита
Николова о спектакле иркутян по рассказам Шукшина. Он был показан в
день открытия фестиваля, но, как оказалось, не затерялся среди
последующих тридцати постановок на большой и малой сценах.

— «Такая любовь, или Бессовестные» — это то, что должен смотреть
весь русский народ! Я очень рад, что до вручения наград могу
поздравить участников этого спектакля и театр юного зрителя
имени Вампилова, который они представляют, с большой победой
на сцене театра «Содружество актеров Таганки». Хочу, чтобы всегда
жил дух (выделено мною. — В.Ф.), который актеры показали, и то
умение, которым они здесь отличились. Этот спектакль еще раз дает
представление, каким великим писателем ХХ века был Василий
Шукшин. Это русское чудо в литературе. Как Достоевский.

Забегая вперед, скажу, что и режиссер Иркутского ТЮЗа Александр
Ищенко, причастный к рождению данного спектакля, и засл. артистка России
Людмила Стрижова, показавшаяся в двух ролях, пополнили коллекцию
своих наград дипломами престижного форума далеко не случайно. Оговорка
эта связана с тем, что порой критерии оценок фестивальной комиссии
вызывали вопросы, чтобы не сказать — недоумение. Примером может
служить выдающаяся работа нар. арт. России и Украины Виктора Ивченко —
режиссера и исполнителя моноспектакля АБДТ имени Товстоногова по
произведениям С.Беккета и А. Чехова, удостоенная серебряного диплома.
Впрочем, по большому-то счету наградой можно считать само приглашение
на форум, возможность сыграть не один, а два спектакля и еще, конечно,
зрительские возгласы «Браво! Молодцы! Спасибо!» вслед аплодисментам
придирчивой столичной публики. Не всем это выпало, но иркутянам — да.

— Фестиваль начался с очень яркой мажорной ноты: спектакля
Иркутского ТЮЗа имени Вампилова по Шукшину, чьи «Характеры»
двадцать лет подряд шли у нас в Национальном театре имени Янки
Купалы и только недавно сошли со сцены. Иркутяне сделали не
литературный театр — здесь не просто чтение, а рассказ о судьбах,
который глубоко затрагивает душу. И даже не замечаешь, как этот
рассказ перерастает в очень цельный спектакль. Вдобавок для себя я
открыла очень яркую актрису Людмилу Стрижову, которая
запомнилась также в спектакле ТЮЗа по Островскому «На всякого
мудреца…» в образе Манефы.

Процитированное суждение члена жюри, записанное на
диктофон тоже под занавес форума прямо в зрительном зале, принадлежит
Татьяне Орловой — профессору Белорусского госуниверситета, доктору
искусствоведения, театральному критику, очень известному и в нашей
стране.

В каком-то смысле иркутский дух, можно сказать, витал на этом
незабываемом форуме весьма явственно. Особенно если принять во
внимание и несомненный успех «Левши», повторно сыгранного на закрытии
фестиваля Иркутским театром народной драмы. Николай Бурляев,
неутомимый организатор, душа и сердце многодневного творческого
действа, даже назвал этот коллектив талисманом «Витязя», вручив его
художественному руководителю Михаилу Корневу бронзовую статуэтку за
яркое воплощение национального характера в русском мюзикле по сказу Н.
Лескова. Пьесу о любви «Сербская девойка» написал для этого театра
Валерий Хайрюзов, и постановка эта тоже была замечена.

Высокая комиссия, в состав которой входили также народные артистки
СССР Инна Чурикова и Вера Васильева, вице-президент Международного
объединения кинематографистов славянских и православных народов,
драматург из Сербии Йован Маркович и главный редактор журнала
«Театральная жизнь» Олег Пивоваров, присудила за лучшую литературную
первооснову писателю Владимиру Крупину «Серебряного витязя». Он не
скрывал своей радости, переживая не за себя, а за актеров Омского театра
драмы и комедии «Галерка», сыгравших вместе с постановщиком
Владимиром Витько необычайно сочное по языку, искрометное зрелище «Во
всю Ивановскую».

Главная награда — статуэтка «Золотой витязь» — досталась сербскому
режиссеру Стевану Жигону за выдающееся мастерство в постановке
«Идиота» Ф. Достоевского. Ее принял из рук генерального спонсора посол
Сербии и Черногории.

Огромный массив спектаклей — более тридцати. Двадцать пять театров,
приехавших из пяти стран. Причем среди этих коллективов и старейшие,
кому уже за двести лет, как Нижегородскому академическому театру драмы
имени Горького, и только-только начинающие свою художественную жизнь,
но не уступающие по уровню постановок маститым. Примечательно, что
иркутяне-вампиловцы оказались на этом представительном показе
единственным театром юного зрителя. Между тем девиз нынешнего форума:
«Золотой витязь» — детям России». Отсюда и жанровое разнообразие, и
участие театров кукол, марионеток в одном ряду с драматическими
коллективами.

Как образно выразилась Раиса Недашковская, выдающаяся украинская
актриса, любовь — единственное оружие «Золотого витязя», длящего и
длящего через годы тот самый колокольный зов добра, который исполнен
животворного духа. А директор ТЮЗа Виктор Токарев дополнил это
сравнение словами Александра Вампилова о театре, способном внушить веру
и надежду.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры