издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Расскажем миру о гитаре и Байкале!

Таланты и поклонники Известный иркутский гитарист-виртуоз, композитор Александр САГА выступил на престижном международном музыкальном фестивале. О своих впечатлениях от этого события, а также о готовящемся грандиозном проекте музыкант рассказывает нашим читателям.

Для начала — немного истории.
Вот уже семь лет, ежегодно, в лучших концертных залах
Калуги проводится фестиваль «Мир гитары». Единственный
в своем роде в России. Для калужан и гостей города это
уникальная возможность услышать все направления гитарного
искусства — от классики до джаза, от рока до экспериментальных
форм. Для музыкантов —
возможность себя показать и других послушать, обменяться
информацией, пройти мастер-классы профессионалов самого
высокого мирового уровня. На сей раз «Мир гитары» собрал
музыкантов из многих уголков России, из Белоруссии,
Грузии, Литвы, из Америки, Франции, Кубы, Испании…

Из Сибири пригласили нашего Александра Сагу (одного-единственного!).
Очевидцы рассказывают, что его часовое выступление было
принято в Танеевском зале на ура, его посчитали за «одну
из уникальностей фестиваля». Ведь иркутянин показал себя
и как композитор, импровизатор, и как классический гитарист,
и как джазовый. Сага одинаково хорошо владеет пальцевой техникой
и техникой игры медиатором.
Иногда гитара звучит у него, к примеру, как орган. Причем он
сам сконструировал этот красивый звук (с помощью уникального
процессора Roland). Отметили и хорошее звучание
фонограмм «минус».

— Это самая яркая музыка! — с восторгом отозвался
о выступлении Саги на фестивале композитор Игорь Рехин.

— Саша, что вы сыграли в Калуге?

— Мелодии, которые иркутяне хорошо знают по моим сольным
концертам. Авторская концертная программа готовится
не один год.

— Какие самые яркие впечатления от фестиваля?

— Я воспринял все очень эмоционально. Состоялся
грандиозный праздник музыки! Фантастика, но фестиваль
в Калуге развивается, гремит, заставляет говорить о
себе — при том, что вкус у российских слушателей испорчен
телевидением, где практически нет классики.

Конечно, в первую очередь восхитила фантастическая игра
Ди Меолы. Я услышал то, что и ожидал. Великий музыкант.
Импровизатор от Бога! Двадцать
пять лет слушаю его записи, это мой кумир, я не упустил
возможности сфотографироваться с ним. Его слава прогремела
в 19 лет (сейчас ему 50), когда он записался с Чиком
Кориа, самым авторитетным музыкантом в мире.

(Немного информации для непосвященных. К чему она?
Об этом читатели узнают чуть позже. Эл Ди Меола — знаменитый
американский гитарист, композитор, суперзвезда, один
из наиболее уважаемых и влиятельных гитаристов в мире,
«живая легенда». Обладатель 10 премий Grammy, на его
счету самое большое количество самых престижных музыкальных
наград. Более 20 его дисков разошлись «золотым» тиражом
по всему миру).

Порадовал москвич Иван Смирнов, величайший российский
гитарист, экс-«Арсенальный» музыкант. Очень заводная
музыка, необычная, яркая. Отметил музыкальность, тонкость,
потрясающую технику грузина Темура Квителашвили. А как
музыкальна и изысканна игра француза Франсиско Ортиса,
с какими она эффектными концовками!

Произвело впечатление то, как просто благодарили за музыку
меня и моих коллег люди: «Это здорово! Спасибо, что
приехали, приезжайте еще».

На фестивале было много хороших музыкантов — и наших,
и зарубежных. Мы обменивались дисками, в свободное время
играли друг другу в гостинице. Интересно ведь, что
играют в Туле, в Нижнем Новгороде, Гомеле, Питере…

— Саша, ваше имя есть на сайте гитаристов России (guitars.
ru). Там же — мелодии с вашего диска «Фантазия». Из сибирских
музыкантов в этом портале только двое. Все остальные
— москвичи, западники. Почему? Разве за Уралом так мало гитаристов?

— Не знаю. Но догадываюсь. Гитаристы есть, но они все
поющие, ансамблевые. Практически нет гитаристов, которые
играли бы инструментальную музыку на высоком уровне.
Может быть, кто-то и играет ее у себя дома… Знаю джазового
гитариста, который играет в челябинском ресторане, ничего
интересного он не исполняет. Есть гитарист, играющий
классику, мой товарищ, мы вместе учились, он уже заслуженный
артист. И все.

* * *

Я давно знакома с Сагой и знаю о его заветной мечте:
собрать лучших гитаристов нашей страны (а почему бы
не «замахнуться» и на зарубежных?) и провести в Иркутске,
на Байкале? фестиваль гитарной музыки. Летом 2005 года,
возможно, эта мечта наконец сбудется. Уже существует
— пока еще на бумаге — такой проект, его разработало
совместно с А. Сагой, консалтинговое агентство «Премиум»,
поддержали областной комитет по культуре, директор Иркутской
филармонии М.Н. Токарская.

— Меня интересует современное направление гитары. «Классических»
конкурсов в стране было много. И все они ограничены
по возрасту, в них могут участвовать музыканты до 25
лет. Мы же хотим провести фестиваль без лимита по возрасту.
Как в Калуге. К примеру, там
играл 60-летний француз Франсиско Ортис. Наш
фестиваль не будет строго ограничивать и стили. По сути,
он полифоничен: будут звучать и классика, и джаз, и
блюз, и рок-музыка, и фламенко… Гитара в разных проявлениях.
И даже вместе с симфоническим оркестром. Калужский фестиваль
открывался совместным выступлением гитаристов с московским
симфоническим оркестром «Русская филармония».
Великолепное сочетание! Я хотел бы сыграть на нашем
фестивале вместе с иркутским губернаторским оркестром.

К сожалению, у нас в стране гитарное искусство
не развито. Многие считают,
что достаточно купить гитару за 100 долларов, выучить
несколько аккордов и можно выходить на сцену. Или петь
песни у костра, в компании, за столом. Для того, чтобы
играть серьезную классическую музыку, нужна гитара за
2 тысячи долларов, скрипка — за 8. Это очень дорогое
удовольствие. Не многие могут себе его позволить. А работа
в студии! Это еще деньги, и немалые. Тут нужен папа
— нефтяной магнат, бизнесмен, как у Алсу.
Или ты должен сам заработать
капитал. А музыкой заработать такие деньги очень сложно…

Вот и получается, что в основном народ знает гитаристов
поющих. А непоющих исполнителей всего одна сотая процента, единицы
во всем мире, в каждой стране. Нужно рассказать миру
о гитаре. Этот инструмент гораздо интереснее, разнообразнее,
чем его привыкли воспринимать. Большинство не знает,
кто такие Пако Де Люсия, Чик Кориа, Эл Ди Меола… Россия
еще не готова слушать такую музыку. Что мы делаем? Вставляем
в свои программы красивые популярные мелодии — «Чардаш»
Монти, «Полонез» Огиньского… Иначе публика
заскучает, скажет: «Что-то много джаза…» Это дворовое восприятие
музыки, я считаю. 25 лет назад я играл на гитаре «Полонез»
Огиньского. «Вот это да!» — восторгались слушатели. Да
любой мой ученик может это сыграть. А то, что до этого я
играл гораздо более сложные вещи, не заметили! Только
подобные фестивали могут сделать доступной непривычную
пока музыку, воспитают и разовьют вкусы. А юные музыканты
смогут побывать на мастер-классах известных композиторов,
исполнителей, мэтров.

В 1994 году на международном конкурсе гитаристов, проходившем
в Голливуде, Темура Квителашвили
назвали лучшим гитаристом года в номинации
«Фьюжн». Ростропович сказал, что это «большой музыкант».
А у нас кто его знает? Или Ивана Смирнова, российского
гитариста «номер один». Знают Кузьмина, который поет
песни под гитару, гитариста солирующего, аккомпанирующего.
Знают Зинчука. Но это хорошая музыка для детей. Ладно,
у Зинчука есть инструментальный альбом, а у Кузьмина
его вообще нет. Будут называть зарубежных
гитаристов, известного в 70-е годы Джимми Хендрикса,
группу «Металлика». А между тем сколько есть замечательных
имен, гитаристов-суперпрофессионалов!..

Нашу идею готовы поддержать многие
великолепные музыканты, выступавшие
в Калуге. На Байкал собираются приехать Иван
Смирнов, Темур Квителашвили, Александр Виницкий.
Будем ждать Эла Ди Меолу, если найдем спонсоров.
Пригласим гитаристов,
играющих современную музыку, импровизирующих.

Когда на калужском фестивале известнейший музыкант спросил
меня: «Сага, а где Байкал? Где-то за Красноярском?»
— мне так обидно стало! Они там крутятся вокруг Москвы,
видят джазовую элиту (туда сейчас весь мир ездит, все
звезды), слушают Паваротти… Надо срочно исправлять
это положение. У многих на западе все
еще примитивное представление о Сибири: морозы, медведи,
а что касается музыки, то проводятся лишь бардовские
фестивали. Как правило, считается, что серьезной музыки
за Уралом нет. А я считаю, что есть. Да, у нас 60 лет
собираются барды, освоившие на гитаре не больше четырех
аккордов. Я ничего не имею против них. Но есть и иная
музыка. Фестиваль современной гитарной музыки — это
совсем другой стиль, это уровень серьезного инструмента,
такого, как скрипка. Наш проект не только прорекламирует
Байкал, он расскажет о нашем крае не только с точки зрения
природных уникальностей, но и покажет наш творческий
потенциал. Пусть гитаристы расскажут миру о нашем Байкале.
По максимуму это фестиваль национального значения. Он,
однозначно, поднимет престиж Сибири.

Калужане ежегодно проводят фестивали «Мир гитары». Может
быть, и Иркутск, пусть не ежегодно — раз в три года
— будет собирать российских гитаристов на «Байкальские
рассветы»…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры