издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пустая трата

Иркутские предприниматели не хотят инвестировать деньги в производство упаковки

Упаковку для большинства местной продукции везут издалека. Каждый год в области появляется как минимум один иногородний дистрибьютор. Региональные предприниматели пока считают нерентабельным ставить своё производство тары, не- смотря на то, что такие мировые компании, как Tetra Pak, видят громадные перспективы развития рынка упаковки в регионах России. Иркутские коммерсанты ссылаются на отсутствие сырья, дорогостоящее оборудование и низкие объёмы выпускаемой в регионе пищевой продукции. Так что местная тара пока остаётся выгодной лишь для рядового потребителя: цена привозной упаковки может составлять до 80% конечной стоимости продукта.

Точечное производство

Региональные производители упаковки предпочитают действовать точечным методом. Это проиллюстрировала выставка «Упаковка. Этикетка. Торговое оборудование», прошедшая в конце апреля в «Сибэкспоцентре». Существующие сферы отрасли представлены одной-двумя местными компаниями. В сегменте производства полимерных материалов (транспортные ящики, пакеты, мешки, плёнка под продукты) играют иркутский «Симпласт» и ангарский «Пластик». Причём у обеих фирм довольно узкая специализация: первая изготавливает только пакеты из полиэтилена, а вторая — в основном хозяйственную и термоусадочную плёнку (60% объёма производства). На изготовление блистеров (пластиковая упаковка для кондитерских изделий) ориентируется компания «Нова-Пак». Жестяные крышки для домашнего и промышленного консервирования местного происхождения — продукция фирмы «Сибметапак».

Эксперты говорят о слабом развитии рынка упаковки в Сибири в целом. В Сибирском федеральном округе (СФО) хорошо обстоят дела лишь с производством тарного картона, в основном за счёт Братского целлюлозно-картонного комбината, рассказала «Конкуренту» маркетолог-аналитик ИК «Аберкейд» Юлия Кочергина. По данным Росстата на 2006 год, Иркутская область с большим отрывом лидирует в СФО по изготовлению тарного картона: половина производимого объёма — 232,36 тыс. тонн — приходится на наш регион.

Детали рынка

Для того, чтобы собрать пазл регионального рынка упаковки, зачастую не хватает существенных деталей — сегментов и производителей. Место последних пытаются занять иногородние пред-приятия. По оценке ИК «Аберкейд», в производстве почти всех видов упаковки лидирует Центральный федеральный округ. Причиной преобладания центра в этой сфере бизнеса является территориальная близость к основным потребителям упаковки — производителям (Uniliver и Procter&Gamble, заводам по производству пива и водочной продукции, кондитерским фабрикам), считает Юлия Кочергина. С московским экспертом согласен внештатный советник губернатора области по вопросам пред-принимательства и инновационной деятельности Алексей Альмухамедов. По его словам, для малого и даже среднего бизнеса держать собственное подразделение по изготовлению упаковки всегда будет нерентабельно. «Не развивается крупное производство — не развивается упаковка», — резюмировал эксперт. Из-за отсутствия широкого рынка сбыта более-менее крупным иркутским компаниям даже приходится искать покупателей в Монголии и на Дальнем Востоке.

Однако спрос региональных пищевых предприятий на некоторые виды упаковки остаётся по-прежнему неудовлетворённым. Компаниям приходится пользоваться услугами поставщиков. «Спрос на привозную упаковку объясняется тем, что не у всех местных производителей уровень качества соответствует стандартам. Кроме того, сейчас проще купить и привезти материал, чем организовать его производство в регионе», — считает менеджер отдела сбыта ОАО «Пластик» Ольга Ташланова. Каждый год на рынок заходит как минимум одна иногородняя компания, которая открывает своё представительство в Иркутске, но о слиянии с местными игроками речь пока не идёт, прокомментировал ситуацию директор фирмы «Симпласт» Дмитрий Пластинин. «Преформы пластиковых бутылок мы закупаем у новосибирской фирмы «Мегапласт», — рассказал со-трудник ЗАО «Читинские ключи» Борис Соломин. — Стекло для нас — оборотная тара: однажды приобретённую партию мы выкупаем заново после использования». Мясоперерабатывающая отрасль также страдает от неразвитости производства упаковки. В области не изготавливают полимерную оболочку для колбасы, посетовала директор ООО «Арвика» Екатерина Рябикова.

Впрочем, дистрибьюторы также порой находятся не в лучшей ситуации. Директор ООО «Нова-Пак» Игорь Чернышов рассказал, что одна крупная иногородняя компания по производству упаковочных материалов при заходе на благодатную почву иркутского рынка вела странную политику: фирма ставила своих же партнёров в условия конкурентной борьбы, заставляя их выбывать один за другим из игры.

Материальная выгода

О плюсах регионального производства упаковочных материалов говорят как пищевые предприятия, так и простая арифметика. Использование привозной упаковки увеличивает стоимость продукта почти на 80%. «Предположим, что напиток на прилавке стоит 10 рублей и разлит в привозную бутылку, тогда до 7 из 10 рублей — это стоимость упаковки, — подсчитал Алексей Альмухамедов. — А местная упаковка в этой же сумме составит менее трёх рублей».

В пользу местной упаковки говорит оперативность. Например, сеть супермаркетов «Цезарь» при сотрудничестве с иркутским «Симпластом» несколько раз меняла цвет пакетов. Клиенты предпочитают работать с местными производителями, поскольку необходимы частые контакты между сторонами (разработка и согласование дизайна, изготовление и оценка пробного тиража, внесение изменений, согласование стоимости). Территориальная отдалённость усложняет взаимоотношения, считает Юлия Кочергина.

Кроме того, по словам Дмитрия Пластинина, региональным предприятиям требуются, как правило, небольшие тиражи — по 100-150 тысяч экземпляров пакетов, что почти в пять раз меньше минимальных партий, за поставки которых берутся в Екатеринбурге или Санкт-Петербурге.

Пакет предложений

«В иркутском регионе существует лаборатория по изучению полимеров, — рассказал профессор кафедры БЖД ИрГУПСа Алексей Халиуллин. — И это, казалось бы, располагает к созданию производства многих современных видов упаковки». Десять лет назад в Иркутском институте химии СО РАН возглавляемая им группа учёных разработала предложение по производству упаковочного материала на основе поливинилхлорида (ПВХ), который в больших количествах производится в Иркутской области. Как уверяют разработчики, это один из самых дешёвых материалов для изготовления упаковки. Однако только на оборудование для организации пилотного производства потребовалось около 2 млн. долларов. «Область сначала обещала дать деньги производителям, потом — дать беспроцентный кредит, но в результате всё сошло на нет», — констатировал Алексей Халиуллин. Один из наших экспертов, узнав об этой истории, усомнился в эффективности государственного субсидирования таких проектов. Удачная бизнес-идея выживет и без денег администрации, сказал собеседник «Конкурента». По его мнению, зачастую инертность, отсутствие чутья и навыков маркетингового изучения рынка у предпринимателей становится причиной того, что задумка не выражается в конкретном производстве.

Местные изготовители упаковочных материалов давно не уповают на государственную поддержку. И, более того, развивают пока не востребованные местным рынком производства. Так, ООО «Сибметапак» взяло банковский инвестиционный кредит на сумму 7,2 млн. евро с целью запуска нового производства промышленной жестяной банки, сообщила коммерческий директор ООО «Сибметапак» Татьяна Баюшева. В начале февраля этого года был заключён договор на поставку оборудования с итальянской фирмой «Чеволани». Реализация проекта стала возможной в связи с широким рынком сбыта: компания собирается поставлять жестебанки на рынок России и СНГ.

Пока же большинство предпринимателей региона не очень заинтересованы в инвестировании производства упаковочных материалов. Эксперты объясняют это тем, что рынок Иркутской области сейчас переходит с первой стадии развития («основные» деньги до сих пор зарабатываются на марже в посреднических операциях). «Но рынок растёт достаточно быстро, и уже наблюдается интерес к производству, в том числе и производству упаковки», — заметил Алексей Халиуллин. Алексей Альмухамедов, в свою очередь, сообщил, что в регионе планируется строительство завода по производству металлической тары.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры