издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Красота земная

 

Красота
земная

О работах
иркутской художницы Галины
Донской

Людмила
ЛИСТОВА, журналист

"Очень
нужна эта выставка, вот если бы
еще помещение было больше…
Половина красоты неземной не
видна. Как-будто руками ангелов
сделано, я бы тоже хотела
научиться", — так написала
девятиклассница из 64-й
иркутской школы Маша Дьячкова
о своих впечатлениях с
выставки "Свой дом украшу я
сама". И подобных записей
немало в книге отзывов уютного
выставочного зала на Киевской,
1, Иркутской областной
ассоциации мастеров народного
творчества и ремесел
"Оникс". Экспозиция, где
были представлены расписные
доски Надежды Родионовой,
резные ложки Нины Хрущевой,
великолепные берестяные панно
Инны Обориной и работы
замечательной иркутской
вышивальщицы Галины Карповой,
закрывалась. О двух последних
мастерицах газета уже писала,
рассказ о первых — впереди.
Сегодня же наша героиня —
художница Галина Донская.

— …Это было
давно, в детстве, — вспоминает
Галя. — Я жила в деревне. Есть
такая в Красноярском крае —
Вершино-Рыбное. Поля кругом,
вдалеке — сопки. Простор,
тишина, раздолье… Однажды
вышла ночью во двор. Луна
яркая-яркая, звезды сияют. И
вижу: гусь стоит, в луже
отражается. Смотрю я на него,
любуюсь, не в силах глаз
оторвать и с места сдвинуться,
а он голову ко мне повернул и
застыл, тоже словно
завороженный. Не знаю, почему
он показался мне волшебно
красивым, обыкновенный серый
гусак представился
царственным белокрылым
лебедем. Озарилось,
высветилось в душе: вот она,
тайна, я почувствовала, что
никогда не смогу до конца
приблизиться к ней. И
захотелось что-то изобразить
самой.

Загадочен,
непостижим путь художника от
первых откровений юности до
мастерских работ. Непросто
складывалась и судьба Галины
Васильевны Донской, 16 лет
работающей в иркутской
художественной школе N^ 1.
Рисовала в детстве, копировала,
пытаясь подражать знаменитым
мастерам. И вот принесла в
художественное училище копию
васнецовской "Аленушки".
Директор глянула:
"пожалела": "Милая моя,
не приходи сюда больше
никогда…" Но девчушка
оказалась настойчивой,
трудолюбивой, устроилась в
художественную школу
секретарем, вечером ходила в
училище. И за год поняла, "что
к чему". На следующее лето
поступила.

Флористика…
Использование в
художественных работах
растительного материала:
лепестков, листьев, травы, мха.
Я перехожу от одной картины к
другой: здесь целые пейзажи.
Вот один — старые домики,
деревянная лестница, тополиная
аллея. Приглядишься: каждое
дерево — всего один желтый,
зеленый или белесоватый лист.
Ранняя осень в Иркутске. На
переднем плане — бабушка с
внучкой, обе кругленькие,
уютные какие-то. А пальто —
лиловый лепесток, как у
Дюймовочки…

Другие
работы. Осень в Аршане. Два
деревца, домик с
фантастическими бордовыми
ставнями. Переспелые
свекольно-бурые яблоки на
столе, просто чувствуешь их
сладкий медвяный запах,
кажется, надкуси, и
перестоявшим веселым вином
брызнет розовый сок.

— Галя, как
готовится материал для таких
тончайших, будто из паутины
сотканных работ?

— Собираю
листья в лесу, лепестки, сушу в
кипе старых журналов. А
сюжеты… Одни получаются как
импровизация, для других что-то
ищу, делаю зарисовки, эскизы.
Материал крепится на клей ПВА,
а после картину можно покрыть
лаком или стеклом.

— Вот эта мне
очень нравится, — показываю на
панно, где изображена
круглолицая с фиалковыми
глазами девочка в разноцветном
цветочном ореоле и столь же
ярком платье.

— Портрет
дочери…

— Галина, а
тот пейзажик: горная речка,
скалы, даже пена в бурлящем
потоке. Как удаются такие
нюансы в изображении?

— С опытом
приходит знание материалов,
появляются излюбленные цвета,
породы деревьев, кустарники. На
этой картине — река Кырганга. А
пена — очень просто — чесночная
шелуха… Часто использую
листья черемухи. Какая богатая
у нее гамма цветов по осени?
Береза, орешник, лепестковый
дождь…

Флористика —
лишь одна грань таланта
Донской. Пишет она и маслом.
Необыкновенно мил, просто
живой зимний пейзажик (на
снимке): утопающие в "белой
вате" домики, старые воротца,
тень от дерева — синим
осьминогом на голубом снегу.
Смотришь и думаешь: вот
пройдешь мимо этой самой
земной красоты и не заметишь. В
том-то, видно, и предназначение,
сила настоящего художника —
остановить, запечатлеть
прекрасное мгновение, и нас,
замотанных делами, удивить,
заставить восхититься,
задуматься.

Живописные
работы Галины сменяются
росписью по дереву. На больших
досках для раскатки теста —
яркие картины. Свадебный сюжет
"Совет да любовь". Самовар,
ватрушки, пышный деревенский
хлеб. А вот красавица Ангара с
батюшкой-Байкалом: вьются
змейками бирюзовые волны, в
жемчугах брызг голубое платье,
длинные стрелы волос…

— Галина, как
вы думаете, сможет ли народное
творчество противостоять
нынешнему мутному потоку
китча, западной маскультуры?

— Самобытные
мастера, народные ремесла,
традиции — все это есть, никуда
не исчезло. Другое дело, что они
лишь чистый островок в
бушующем море. Но этот островок
высокой духовности непременно
выстоит, а вот каким он будет —
зависит от нас.

И для
художника Донской это не
просто слова. Персональная
выставка — очередной итог
творчества. А просто в жизни —
годы исканий, труда, дружная
семья, воспитание
единомышленников-учеников.
Оксана Мельник, Надя Родионова,
Октябрина Нецветаева учились у
Галины Васильевны, а ныне сами
стали преподавателями
художественной школы.

… Выставка
заканчивалась. Уступая место
новой. А в книге отзывов среди
множества записей одна,
шестиклассника Андрея Шишкина,
подкупала особой
непосредственностью и
полнотой чувств: "Мне больше
всего понравилось все".

     
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры