издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Выжить надо суметь...

Выжить
надо суметь…

Владимир КИНЩАК

Как
свести к минимуму возможность того,
что вам на голову свалится кирпич,
сосулька или самолет? Как избежать
падения в открытый канализационный
люк? Как избежать встречи с
хулиганами или с милицией? И как
вести себя, если означенные встречи
все же состоялись, и выйти из
передряги с минимальными потерями
для здоровья и самолюбия?

Или
вдруг ты оказался в тайге. Один! Без
пищи, оружия, палатки, спичек… Как
выжить?!

Вопрос этот,
куда как актуальный, впервые
поставил на научную основу
легендарный доктор Бомбар.

Он пустился в
плавание по океану в одиночку на
небольшой резиновой лодке, много
дней пил морскую воду, питался
планктоном и рыбой. Выжил! И
доказал, что выжить может любой
человек, ставший жертвой
кораблекрушения. Если, конечно, он
сумеет справиться со страхом и
будет иметь запас необходимых
знаний…

Ведь, чтобы
выжить в экстремальной ситуации,
надо не только этого хотеть. Надо
еще знать и уметь. Этому учит
Виталий Сундаков — путешественник,
спортсмен, инструктор по
рукопашному бою, президент
Транснациональной ассоциации школ
выживания, академик и
действительный член Академии
проблем сохранения жизни.

Вместе с
польским путешественником
Палкевичем он основал в России
российскую школу выживания
"ПАЛ-ВИС". Школа существует в
Москве с 91-го года. Однако для того,
чтобы пройти курс обучения по
методике Сундакова, совсем не
обязательно ехать в Москву.

В Иркутске
школа выживания обосновалась под
крышей Федерации детских
организаций Иркутской области.

Разговор с
координатором программ федерации
Натальей Ивановной Волковой и
директором школы выживания
Алексеем Буруновым начался с
показа фильма.

Мальчики и
девочки разного возраста
"форсировали препятствие" по
канату, натянутому между сосен, шли
по лабиринту и делали другие вещи,
необходимые знатоку выживания.
Цена удовольствия — 400 рублей
(новых) за неделю приключений.
Принимали всех желающих.

"Тропа
смелых", "тропа страха",
психотерапия… В играх, которые
организуют специалисты — психологи
и инструктора, — стираются
социальные барьеры, в детях
подавляется агрессивность,
вырабатываются качества,
необходимые для выхода из
экстремальной ситуации.
Взаимопомощь, взаимовыручка,
дружелюбие — главные условия
решения тех задач, которые
приходилось решать ребятам.

Алексей
Бурунов показал мне анкеты, которые
заполнили участники лагеря после
его окончания. Там был такой вопрос:
"Что тебе нравится в твоем
инструкторе?"

Я выписал
ответы. "Все!" Или: "Доброта,
устойчивость, понимание, умение
выслушать, когда мне плохо…",
или: "Доброжелательность
старшего друга…"

Всякий знает,
как трудно старшему по возрасту
завоевать доверие подростка… Я,
грешным делом, позавидовал
инструктору, о котором 14-летняя
девочка написала в анкете:"Он
умеет все!"

За пять лет
через школу прошло около тысячи
участников постоянных акций.

Что такое
постоянные акции? К ним относится,
например, робинзонада. В этой "
игре", которая проходила уже
несколько раз, принимали участие
дети от 12 до 17 лет и взрослые.

Кандидаты в
робинзоны проходят медицинское и
психологическое обследование.
Затем начинаются занятия, которые
продолжаются от шести месяцев до
года. Чем питаться в лесу, как
построить укрытие, разжечь костер…
Лекарственные растения, ядовитые
растения, доврачебная медицинская
помощь — себе и товарищу.

"Вход" в
робинзонаду начинается исподволь.
Первый этап — "голодный поход".
Группа претендентов выходит в
маршрут протяженностью 100
километров в горы: ориентирование
на местности, переправы вброд,
максимальные дневные переходы,
минимум продуктов — используется
"подножный корм", ягоды, грибы,
травы.

На втором
этапе ребята сдавали практический
экзамен на готовность к
автономному выживанию. Задание
включало движение по азимуту,
строительство убежища,
изготовление утвари, поиски
съедобных растений, разведение
костра…

Главным
условием стрессовой ситуации
является ее неожиданность. Поэтому
робинзонаду было решено начать на
день раньше известного ребятам
срока.

Стресс
получился весьма натуральным — у
многих не оказалось при себе
необходимых ножа, спичек, а
постоянно носимый запас продуктов
НЗ обнаружился лишь у одного из
ребят…

Каждый
"робинзон" получил во владение
участок с нерушимыми границами,
топор, котелок, спальный мешок,
коврик, полиэтилен и ракетницу.
Через сутки из эксперимента вышли
две девочки — соблазнились
предложенной рыбаками рыбой. Затем
одного из участников подвел живот —
"робинзон" что-то не то съел.
Через двое суток еще трое
участников прониклись житейской
мудростью, что "голод не тетка"
и вышли к людям.

Оставшиеся
шестеро "робинзонов" прошли
испытание до конца, дождавшись
спасателей. Они собирали кедровые
шишки, делали салаты из трав, ели
гамарусов…

"На вкус
как тушенка, только лапки
царапаются", — рассказал мне о
своих вкусовых ощущениях один из
участников.

Вот выводы
научного руководителя
эксперимента Игоря Боровского,
художника, альпиниста, туриста:
"Сравнение результатов
медицинских обследований
участников до и после экспедиции
показало увеличение объема легких
каждого, возросли
динамометрические показатели,
зафиксированы потери веса, у
некоторых — увеличение роста, не
характерное для столь короткого
времени. Общее состояние группы
хорошее."

Робинзонады
и подготовка к ним — не
единственное, чем занимается
иркутская школа выживания.
Регулярные занятия, которые
проводятся два раза в неделю по
вечерам, включают в себя
психологический тренинг,
рукопашный бой, экстремальную
медицину и много чего еще, что
позволяет человеку почувствовать
себя внутренне защищенным и
готовым к неожиданностям. Здесь
учат умению избегать неприятностей
и выходить из них, быть сильным и
верить в друзей…

Чего не
хватает "школе оптимизма", так
это денег. Это общественная
организация, в которой работают
энтузиасты. Программы
финансируются на гранты, которые
иногда удается получить.

Скажем, столь
известная программа, как
"Байкальское кольцо",
удерживается на плаву комитетом по
делам молодежи, фондом социального
страхования и другими спонсорами…

Так что,
по-видимому, кроме уже упомянутых и
необходимых для выживания в
современной жизни условий —
желание, знание и умение,
необходимо еще одно — деньги.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры