издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цвет и психология человека

Цвет и
психология человека

Алексей
ЛУКЬЯНЧИКОВ

Цвет —
явление далеко не нейтральное: цвет
может человека развеселить, может
успокоить, может излечить, а может и
убить.

В 1986 году в
Академгородке на встрече со
зрителями мне был задан и такой
вопрос: "Почему все ваши картины
синие?"

На
поставленный вопрос я смог бы
ответить сразу же: но на той
встрече, а она была организована
партноменклатурой для идейного
разгрома моей выставки, и я тогда
это уже знал, мне было не до
эстетических вопросов, и я на него
отвечать не стал, сказав лишь, что
вопрос не по существу.

И только
сейчас, спустя десять лет, я
возвращаюсь к этому вопросу, но не
потому, что сам по себе вопрос
какой-то необычный, просто он
напоминает мне о целом физическом
явлении, существующем в природе, а
именно — воздействие цвета на
психологию человека. Явление, о
котором человек, к сожалению, мало
задумывается, хотя встречается с
ним и подвергается воздействию
цвета ежедневно.

Но прежде чем
познакомить читателя с данной
темой, я отвечу, почему мои картины
были тогда синими.

Дело в том,
что в фойе ИрВЦ, где
экспонировалась моя выставка,
синими были не только мои картины,
но и все находившиеся там предметы
и входившие в него люди тоже
становились синими. Там все было
облито мертвенно-синим цветом.

А причина
проста — она в светильниках, в
источниках света, от которых и
происходила досадная
трансформация цвета (искажение). И
если в практике, в жизни не
учитывать этого физического
явления, то можно встретиться с
примерами и более курьезными.

Вот хотя бы
один такой пример…

В одной
иркутской столовой, что по улице
Урицкого, развесили как-то
светильники разных цветов (в 70-е
годы было такое увлечение — неоны,
аргоны…) Создали, так сказать,
праздник для глаз. Но вот приходит в
столовую человек пообедать, берет
котлету, а она — зеленая, берет
молоко, а оно — красное, ну и так
далее. В общем, приятного аппетита,
друзья-товарищи!

Народ в
недоумении, повара — тоже. В конце
концов пришлось в срочном порядке
убирать этот цветовой фейерверк и
ставить светильники с обычным
дневным светом.

А ведь
подобных курьезов в быту было бы
куда меньше, если бы в
общеобразовательных школах на
уроках изобразительного искусства
изучались эстетика и как ее
составная часть — вопросы
цветоведения.

Но она, к
сожалению, в забвении. Потому-то,
вероятно, и появилась в народе
ширма-отговорка: "На вкус и цвет
товарища нет".

Попробуем с
этой поговоркой-отговоркой не
согласиться.

Во-первых,
слово "вкус" взято напрокат,
явно из поварской книги и к
эстетике никакого отношения не
имеет. А тот, кто дружит с эстетикой,
обладает не "вкусом", а знанием
законов и чувством прекрасного,
составные которой — силуэт, линия,
ритм, пропорция, цветовая гармония
и т.д.

И как пример
совершенной рукотворной красоты, у
нас на Руси является культовая
архитектура — российская церковь;
нерукотворной, природной красотой
— лебедь, лошадь, женщина и т.д.

Во-вторых,
что касается цвета, то он на всех
"товарищей" (разумеется, с
учетом незначительной коррекции на
темперамент) воздействует примерно
одинаково, если, конечно, этот
"товарищ" не законченный
дальтоник.

Опыты ученых
показывают, что если поместить
человека в комнату, окрашенную в
тот или иной цвет, то и ощущения,
реакция и поведение его будут
соответствующими.

Например, зеленый
цвет
успокаивает нервную
систему, создает ощущение уюта и
приятной влажности воздуха, легкую
горчинку во рту. Ведь не случайно в
зеленом лесу человек себя
чувствует превосходно, а зеленые
очки обладают лечебным свойством —
снижает глазное давление при
глаукоме.

Красный
цвет
сильно возбуждает
нервную систему, усиливает
сердцебиение (учащается пульс).
Создает ощущение тревоги, а также
ощущение перегрева. В результате
всего этого человек быстро
утомляется. Не случайно
запрещающий цвет на светофорах
красный — тревожный.

Желтый
цвет
создает радостное,
праздничное настроение, вызывает
ощущение тепла, сухости,
кисловатости во рту, способствует
аппетиту.

Фиолетовый
цвет(темный)
вызывает ощущение
тяжести и угнетения.

Оранжевый
цвет
возбуждает нервную
систему, вызывает ощущение сухости,
тепла, даже перегрева. Создает
торжественное настроение.

Синий
(голубой) цвет
успокаивает
нервную систему, создает ощущение
прохлады, способствует умственной
работе.

Черный
цвет
ассоциируется с ночью,
воспринимается тяжело, угнетающе.
Черный цвет гармонирует с любым
другим цветом.

Белый
цвет
ассоциируется с дневным
светом, вызывает ощущение легкости,
спокойствия, тишины (безмолвия).
Белый цвет гармонирует с любым
другим цветом.

В природе
окружающий нас цветной мир очень
разнообразен и имеет бесконечное
множество цветовых оттенков. А
чтобы человек в быту смог успешно
использовать всю эту цветовую
палитру, ученые и создали так
называемую колерную книгу, в
которой, кроме визуального показа
самых разных колеров (где каждый
оттенок имеет свой порядковый
номер), есть также рецепты их
составления и рекомендации по
выбору нужного цвета для того или
иного интерьера (комнаты).

Например, в
комнату с окнами на север,
северо-запад или на северо-восток,
куда не попадают солнечные лучи,
необходимы обои светло-желтых,
светло-оранжевых или
светло-желто-зеленых цветов. Они
как бы восполняют отсутствие
солнечных лучей. Комнату с окнами
на юг, юго-запад, юго-восток, где
постоянно живет солнце и возможен
даже перегрев, необходимы
светло-голубые, светло-синие,
светло-сине-зеленые обои, которые
создают ощущение прохлады.

Ученые
особое внимание придают цветовой
раскладке в классах учебных
заведений. Я привожу только
несколько характерных примеров.

Класс
литературы
— розовый цвет, он
способствует поэтическому
восприятию учащимися литературных
произведений.

Класс
физики, математики

светло-голубой, светло-синий,
сине-зеленый. Эти цвета
способствуют умственной работе
учащихся.

Спортивный
зал
— светло-зеленый,
светло-голубой. Холодный спектр
цветов способствует мышечной
работе. Обращаю особое внимание: в
спортзале совершенно
противопоказаны красный и
оранжевый цвета.

Столярные
мастерские
— цвета холодного
спектра: светло-голубые,
светло-синие, светло-зеленые. Цвета,
на фоне которых теплые цвета
дерева, контрастируя, хорошо
читаются.

Слесарные
мастерские
— цвета теплого
спектра: светло-желтые, охристые,
светло-оранжевые, на фоне которых
холодный цвет металлических
изделий хорошо читается.

Кабинет
врача
— белый, серый,
светло-песочный, цвета, на фоне
которых не искажается естественный
цвет лица пациента.

И так далее…

Даже из
коротенького данного разговора,
думаю, читателю стало ясно, что тема
"Цвет и человек" непроста и
очень пространна.

В заключение
скажу лишь, что хорошее настроение
человека в быту, на работе, на улице,
в помещении (интерьере), кроме всего
прочего, зависит от разумно и
правильно подобранного цвета стен,
цвета одежды, цвета всех окружающих
тебя предметов.

И помните
всегда: цвет — явление далеко не
нейтральное, цвет может человека
развеселить, может успокоить, может
излечить, а может и убить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры