издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Век 19-й: через тернии к знаниям

Век 19-й:
через тернии к знаниям

Новый век
внес заметное оживление в дело
народного просвещения. Свою роль
сыграли школьные уставы 1804 и 1828
годов, а затем буржуазные реформы
60-70-х годов. Из огромного количества
событий, связанных с развитием
образования в нашей губернии, в
качестве важнейших можно отметить
открытие в 1838 году
сиропитательного дома
Медведниковой (так было положено
начало женскому образованию в
Восточной Сибири), открытие в 1872
году Иркутской учительской
семинарии и в 1871 — женской гимназии.
Медленно, но верно образование
проникает и в глубинку, в том числе
сельскую.

К концу
столетия в губернии (главным
образом в Иркутске) сложилась
разветвленная сеть разнообразных
учебных заведений: духовная и
учительская семинарии, мужская и
женская гимназии, реальное,
епархиальное, коммерческое, горное,
промышленное, военное, городские
училища, железнодорожные и частные
школы, учительский и девичий
институты.

В то же время
уровень образования не был да и не
мог быть высоким. Учились лишь 25 %
городских и 12 % сельских детей, в
основном в начальных школах. Сеть
из 16 средних учебных заведений
обслуживала детей
привилегированных классов. Плата
за обучение, приобретение
форменной одежды, учебных пособий,
оторванность начальной школы от
средней, раннее привлечение детей к
работе из-за материальной нужды,
само отношение администрации к
"кухаркиным детям" — все это
закрывало выходцам из бедных семей
доступ в среднюю школу. Коренное
население — тофы, эвенки, буряты —
было поголовно неграмотным.

В 1897 году, как
показала перепись населения,
грамотность в целом по Сибири
составляла 12,4 %, на селе — 9,9 %, среди
женщин соответственно 5,1 и 3,2 %.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры