издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Летопись школы -- это реликвия

Однажды довелось мне побывать на удивительном уроке
в одной из школ города Свирска. Немолодая уже учительница
вела предмет «Родиноведение» для начальных классов. Как
выяснилось — по собственной программе. Цель — воспитать
маленьких патриотов родного городка, знакомя их с историей
своих семей, предприятий, где работают родители, историей
своей школы. Вместе с родителями школьники собирали
альбомы, записывали сведения о бабушках, дедушках, всех,
кого помнили в семьях. С каким увлечением девятилетние
ребятишки открывали для себя биографии и судьбы своих
близких. Как жаль, что учительница теперь на заслуженном
отдыхе, а предмет «Родиноведение» исчез из расписания
уроков. Хотя предвижу возражение, мол, в планах внеклассной
работы, факультативов по краеведению присутствуют подобные
темы и работы, дети пишут сочинения о родных, участвовавших
в Великой Отечественной войне, выступают на общешкольных
и городских конференциях с докладами по истории города,
улиц, школ.

Согласна, ростки гражданского воспитания у нас имеются.
Совсем недавно участвовала в жюри на смотре школьных
музеев города Черемхова, с удовлетворением узнала, что
специалисты черемховского Дома творчества детей и юношества
занялись краеведением и школьными музеями. Думаю, если
то направление поддержат методисты отдела образования
и заместители директоров школ, то, может быть, уйдет
в прошлое неприглядная практика исчезновения собираемых
учениками и учителями материалов, экспонатов, стендов
при смене руководителей кружков. На моей памяти такое
произошло с музеем первых черемховских пионеров в школе
N 9, а совсем недавно, в конце девяностых годов — с
комнатой боевой славы в школе N 30. Причина очевидна:
школа не заинтересована в сохранении и накоплении материалов,
нет элементарного учета, архива, нет места для хранения.
Никто не несет материальной ответственности за экспонаты,
собранные на общественных началах энтузиастами-краеведами.
Они как бы становятся личной собственностью одного учителя,
судя по практике школ. А ведь краеведение, изучение
истории города, жителей и улиц в наше время едва ли
не единственный путь воспитания гражданского чувства,
гордости за своей город. Мы
призываем болеть за Россию, за родную школу, мы говорим
о гордости за историческое прошлое Черемхова. Но чтобы
верить и гордиться, надо же знать это прошлое, эту историю
всем, от первоклассников до выпускников! История школы
должна быть аршинными буквами выписана на ее стенах,
от года открытия и имени первого директора до имен
выпускников, прославивших ее.

Впрочем, не в укор российской сумятице и неустроенности
говорю это. Совсем нет. Но будь моя воля, призвала бы
учительство и руководителей школ, руководителей системы
образования ввести в обязательные программы историю
города и школы. Нам не хватает гордости за честь школы
и города, само понятие «честь имею» не знакомо
ученикам. Пусть рукописная (а ныне в школах есть и компьютерные
возможности) — но летопись школы должна храниться как самая
дорогая реликвия! Пусть скромный, но музей, с инвентарной
книгой экспонатов, с трепетным отношением к экспозициям,
с выступлениями школьных лекторов по классам, с общешкольными
праздниками Дня рождения школы.

И еще вот о чем нельзя забывать. Рядом — бывшие шефы-предприятия,
кое-где есть свои уголки или музеи трудовой и боевой
славы. Надо с ними держать крепкую связь, встречаться,
как это бывало во все времена, начиная
с дореволюционных училищ.

А Черемхову повезло в том хотя бы, что есть профессионально
организованный школьный музей, где работает специалист
по музееведению Виктория Мишанова. Четыре
кружка действуют при музее. Виктория Владимировна выступает
на семинарах, учит всех, кто занимается в школах музейными
уголками, как это делать, как вести регистрацию экспонатов,
экскурсии и т.п. и т.д.

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, довелось
мне слушать выступления школьников-краеведов на городской
научно-практической конференции «Летопись родного края».
Кружки и факультативы краеведения действуют во многих
черемховских школах, ребята собирают материалы по истории
улиц города, промышленных предприятий, сведения о ветеранах
войны и труда. Группа девочек из школы N 3, к примеру,
приготовила из ватмана макет центральной улицы бывшего
села с усадьбами, даже установила фамилии хозяев домов. Жаль,
что эти изыскания — достояние лишь узкого круга учеников
и учителей. Неужели так трудно собрать воедино результаты
изысканий? Меня не покидает надежда на то, появится
в школах обязательный предмет по истории родного края.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры