издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экстремальное "восхождение"

Иркутск. Остановка на ул. Советской: "23 школа". Заледеневшие снежные надолбы, украшенные мрачным орнаментом подтаявшей на мартовском солнце грязи, угрюмо нависли над ажурными металлическими заграждениями, терпеливо ждут тепла, когда можно будет обрушить всю антисанитарию, скопившуюся в них за зиму, под ноги прохожим и в подвалы домов. Между условно расчищенными тротуарами - переход, к которому через завалы, оставленные расчищавшим дорожное полотно грейдером, по узкой тропинке устремляются пешеходы. Если повезёт и не поскользнёшься, то успеешь добежать до противоположного тротуара. Но это только ягодки, как говорится. Главные испытания впереди.

Вот вы сворачиваете на улицу Ядринцева. И дальше — по пересечённой местности, без шиповок и ледоруба. Для начала нужно успеть перебраться через проезжую часть, одолев два ледяных бастиона. Впереди три сотни метров расчищенного тротуара. Слева — ухоженная территория вуза военных авиаторов. Правда, в тёмное время суток большая часть этого отрезка пути почему-то не освещается. Что это? Дефицит городского бюджета, не позволяющий приобрести запасные лампочки? Или хроническая привычка чиновника, отвечающего за обустройство той или иной территории, ударно приступить к её обустройству лишь после настойчивого напоминания чиновника вышестоящего, до которого, хоть и не сразу, но прорывается порой глас народа?

Но вот вы миновали очередной столб с давно умершим светильником. За ним далеко вперёд простирается цепочка фонарей, мерцающий свет которых предупреждает вас, что дальше ваш путь становится особенно экстремальным. Вместе с оставшимся позади уютным двориком ресторана «Звезда» кончаются остатки цивилизации, и вам кажется, что вы оказались в Иркутске семнадцатого столетия. Здесь, на протяжении следующих сотен метров, нет и никогда не было тротуара. Как впрочем и на улице Героя Советского Союза Пискунова, в которую упирается улица Ядринцева. Кстати, отсюда до ближайшей остановки общественного транспорта около километра пешего пути.

И вот на вашем пути — тупик (ржавый бесхозный гараж). Здесь нет и тропинки, протоптанной пешеходами в полуметровых сугробах. Её завалили дорожники, расчищавшие грейдером проезжую часть. Естественно, подумать о пешеходах им не пришло в голову. Впрочем их и не видно за громоздкими непроходимыми отвалами снега. В поле зрения только передвижение шапок, которое можно наблюдать с противоположной стороны улицы. А «за кадром», за ледовым бастионом — ежедневно штурмующие бездорожье люди, которые почему-то никак не могут смириться с безобразиями в городском хозяйстве областного центра.

К сожалению, их проблемы пока ещё не стали проблемами равнодушного чиновника. Равнодушного к людям, к своему городу, к своим обязанностям, за неисполнение которых он получает немалые деньги, «инвестированные» в городской бюджет добропорядочными налогоплательщиками, в том числе и жителями обделённых вниманием улиц. Иркутские чиновники, ответственные за обустройство, убедили себя, что уборка снега в городе полностью возложена на весну. Умыл, как говорится, руки и отправился (так было несколько лет назад) в Германию, изучать опыт утилизации мусора. Отправился со свитой коммунальщиков, которые по сей дней восторгаются увиденным. Что же касается результатов поездки, щедро оплаченной бюджетом, то воз и поныне там. Зато на повестке новая тема — «Энергосберегающие ресурсы». Об оплате коммунальных услуг, о прогрессирующем росте их стоимости и самих причинах роста — разговор особый.

Вместо справки: «Через отверстие площадью в один миллиметр город теряет ежегодно тепло, на производство которого требуется четыре тонны условного топлива».

Сколько сот тонн топлива в нашем городе сжигается на ветер, можно только догадываться. Что касается потерь на улице Ядринцева — нетрудно определить навскидку. Здесь десятки люков, и несколько из них испускают на воздух ежесуточно (в течение уже нескольких лет) сотни кубометров пара. Иногда пара столько, что автомобили включают противотуманные фары. Понятно, что под ногами — трубы, отверстия которых явно измеряются не миллиметрами. Люк постоянно открыт, и в него устремляются потоки: летом — дождевые, зимой — от постоянно подтаивающего снега, от автомойки, расположенной рядом.

Иначе говоря, все условия на месте, чтобы ускорить разрушение теплонесущей магистрали, не говоря уже о том, что в этом месте не сегодня так завтра обрушится почва и, не дай Бог, вместе с ней (в кипяток!) может провалиться человек. И эта угроза становится особенно реальной, ибо теплотрасса испытывает на себе всё большую нагрузку. На улице Пискунова построен новый жилой комплекс; поблизости появился целый городок прекрасных домов, и строительство продолжается. Вот только тротуаров нет. Вот только подземные коммуникации обветшали … Авось продержатся пока. А после нас хоть потоп?

Впрочем к потопам жителям улиц Пискунова, Трилиссера, Ядринцева не привыкать. Каждую весну и в ливневые дожди они рысью несутся по улицам, чтобы успеть добежать до более-менее сухой обочины, спрятаться за дерево самим или заслонить собой детскую коляску. Нынешняя зима была весьма снежной. А значит, мощные потоки ринутся по этим улицам, которые пока что, к большому сожалению, не просматриваются из больших окон городской мэрии и из окон районных администраций и коммунальных служб. Сколько таких неухоженных улиц в нашем городе? Десятки? Сотни? За всеми не уследишь. А надо бы…

Мы завершаем наше «восхождение» по улице Ядринцева. Слева, за позорно неприглядным забором, громадный захламлённый пустырь, который почему-то не передают строителям. Впереди — новый дом за красивой оградой. Рядом строится очередной. За ними — целый массив, простирающийся до Байкальского микрорайона. Вот только добраться туда пешему, сами понимаете, непросто.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры