издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кинопремьеры

  • Автор: Евгений навицкий

Космос как бесчувствие

Антиутопия «Вычислитель» – отечественный фантастический боевик, не уступающий «Обитаемому острову». Но можно ли это счесть большим достижением? 

«Вычислитель» (12+). Режиссёр Дмитрий Грачёв. Россия, 2014

На одной планете будущего под названием XT-59 (в повести-первоисточнике это небесное тело именовалось попросту Хлябью) до того ужас­ные условия, что там удалось построить единственный город, венцом творения которого оказался огромный тюремный замок. Всё остальное пространство планеты заполнено болотами. Смертная казнь здесь запрещена, поэтому преступников обрекают на так называемое изгнание (которое де-факто ничем от казни не отличается). Осужденных на эту высшую меру зеков попросту выталкивают из тюрьмы в бесконечную болотную хлябь, в которой они очень быстро и захлёбываются. 

Очередная партия таких несчастных состоит из десяти человек. Выбор, куда идти, у них невелик. Можно попробовать добраться до некой Гнилой Мели, где мелко и, соответственно, хотя бы не утонешь. А можно рискнуть и пойти длинной трудной дорогой к Счастливым Островам, само существование которых, впрочем, под большим вопросом. В итоге десяток заключённых разделяется на две группы. Первую возглавляет агрессивный уголовник Полярный Волк (Винни Джонс), не верящий ни в какие Острова и желающий всего лишь сесть на Мель. Во второй группе остаются только двое оптимистов – интеллигентный, но деятельный мужчина Эрвин (Евгений Миронов) и робкая барышня Кристи (Анна Чиповская). За умение просчитывать каждый свой шаг последняя в восхищении нарекает первого Вычислителем.  

«Вычислитель» – экранизация повести, написанной на рубеже тысячелетий именитым современным фантастом Александром Громовым. Книжная отечественная фантастика пользуется у нас неизменным спросом, но отчего-то кинематографисты до сих пор упорно её игнорируют, изредка делая исключение разве что для советских классиков жанра братьев Стругацких. Уже в этом отношении «Вычислитель» достоин похвалы: возможно, это первая ласточка в гипотетическом грядущем буме подобных экранизаций (должна же эта волна когда-нибудь хлынуть). 

К сожалению, во всех прочих отношениях «Вычислитель» напрашивается на сравнение не с первой ласточкой, а с тем самым блином, который обычно выходит комом. Да и трудно было ожидать иного результата: ведь почти никакой практики в деле постановки фантастических боевиков у наших киношников нет. Даже Стругацких у них получается достойно экранизировать не чаще чем через раз, так что на всякий германовский «Трудно быть Богом» приходится два «Обитаемых острова» Бондарчука. 

А в данном случае ещё и сама исходная повесть не относится к числу блестящих. Одно наличие в ней составных названий и имён, все слова в которых начинаются с прописных букв, говорит о многом. Когда главного героя русской книги зовут сначала Эрвином, а затем – Вычислителем, это тоже смущает. Формальное  ориентирование на западные образцы редко доводит отечественного сочинителя до добра. 

Сюжет «Вычислителя» лишний раз подтверждает расхожее (пусть и снобистское) мнение, что 99 процентов всех научно-фантастических опусов представляют собой не новаторские произведения, но сугубо вторичные продукты. Автор, ступивший на стезю фантастики, должно быть, соблазняется именно этим – джентльменским набором расхожих образов и мотивов, занудными вариациями которых всегда удовольствуются преданные поклонники жанра. 

Но поскольку фильм «Вычислитель» появился не в 2000 году, когда была издана одноимённая повесть, а в 2014-м, то из него отчётливее всего выпирают аллюзии на недавние голливудские хиты вроде «Голодных игр», «Риддика» и «После нашей эры». «Вычислитель» даже снимался среди тех же угрюмых пейзажей Исландии, которые послужили задниками для прошлогоднего «Обливиона» с Томом Крузом. 

Главную роль в «Вычислителе» исполняет российский вариант Тома Круза – Евгений Миронов, к работе которого, как и всегда, нет претензий. Удивительно лишь то, что после почти пятилетнего отсутствия на большом экране Миронов решил вернуться туда именно в таком вот качестве – героем блеклого, безжизненного, подражательного фильма. Впрочем, массовых картин с противоположными характеристиками у нас сейчас почти и не снимают.

Ночь перед днём рождения

Мистический триллер «Рука дьявола» – детективно-религиозная история о ритуальных убийствах, сакральном безумии и изгнании бесов.  

«Рука дьявола» (Where the Devil Hides) (16+). Режиссер Кристиан Э. Кристиансен. США, 2014

В одном небольшом поселении амишей – представителей всемирно известного американского религиозного движения – произошло чудес­ное совпадение: шестого числа шестого месяца (то есть июня) здесь родилось сразу шесть младенцев женского пола. Старейшины, впрочем, отнюдь не считают это совпадением. По их мнению, этим происшествием был дан старт древнему проклятию. Всё это должно привести к тому, что через 18 лет в одну из шести девочек вселится сам Антихрист. 

Годы пролетают незаметно, и вот уже пять подружек (одну всё-таки прикончила в младенчестве сумасшедшая мамаша) готовятся справлять своё общее совершеннолетие. Но тут на сцену выходит неизвестный маньяк, намеревающийся помешать грядущему празднику, и поочередно убивающий отроковиц, подкарауливая их в тёмном лесу…

Едва ли не еженедельно всемирный репертуар кинотеатров пополняется очередным дешёвым молодёжным триллером. За последний месяц уже вышло как минимум три таких фильма – «Уиджи: Доска дьявола», «Джезабель» и, наконец, обозреваемая «Рука дьявола». Все эти картины рассказывают о совершенно разных страшных (или якобы страшных) вещах, но при этом сходств между ними всё равно больше, чем различий. Во всех действуют подростки (преимущественно девушки), везде происходят кровавые убийства и всюду замешана нечистая сила. 

Тем не менее «Рука дьявола» в перечисленном ряду смотрится лучше всего. Вроде бы и личность маньяка-убийцы очевидна здесь с первых же сцен, и сюжет буксует на ровном месте, и недостатка в поистёр-

шихся штампах нет… Однако у «Руки» есть и несколько козырей, главный из которых – её место действия. Амишей частенько можно встретить в американском кино, но фильмы, полностью посвящённые их жизни, что-то не припоминаются. А уж фильмов ужасов про эту религиозную общину на свете, кажется, вовсе ещё не было. 

Увы, эта оригинальность все-таки не позволяет закрыть глаза на общее содержание ленты. Амиши послужили для режиссёра лишь колоритной декорацией. Все здешние юные героини – типичные персонажи-жертвы всякого фильма ужасов. Они не отличаются даже особой набожностью, зато все как одна выделяются миловидностью. Не сомневайтесь также в том, что тут найдётся место для сцены их общего озёрного купания в полуобнаженном виде. Гарантируется и последующий многократный девичий визг, который то и дело будет раздаваться из разных уголков окрестного леса. 

Вынесенный же в заголовок дьявол не приобретает в картине особого значения. Можно наугад взять любой триллер про мистические убийства девушек – и он будет походить на данную «Руку» куда больше, чем такая, например, религиозно-инфернальная киноклассика, как «Изгоняющий дьявола». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры