издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Богословие в красках

Палехские мастера изготовят церковную утварь и распишут своды Спасского храма

Жители Иркутска продолжают восстанавливать самый первый храм города. Палехские мастера уже изготовили и установили иконостасы в верхнем и нижнем приделах церкви. Следующие этапы – воссоздание внутреннего убранства храма и роспись стен.

Спасский храм – первое каменное здание Иркутска. Кроме того, это единственное сооружение Иркутского острога, сохранившееся до наших дней. Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа до революции по праву считалась одной из самых красивых и богатых в городе.

По описи 1898 года в Спасском храме значилось 477 богослужебных предметов и 355 богослужебных книг. Было здесь 266 больших и малых древних и новых икон. Большинство из них украшали драгоценные ризы. Самыми красивыми и богато украшенными были храмовая икона Спаса Нерукотворного Образа и икона Успения Божией Матери. Позже, в 1923 году, советские уполномоченные оценят их в 340 и 390 рублей.

Унося святыни, советская власть не учитывала историческую и художественную ценность окладов, красоту чаш и сосудов, важен был лишь вес драгоценных металлов. Комиссия по изъятию ценностей трижды наведывалась в церковь. В итоге храм был полностью разграблен.

Что только не размещалось в храме в советское время: в здании были сапожные мастерские, коммунальные квартиры, склады. И лишь в 1960-х годах прошлого века вспомнили о ценности храма. Церковь была принята на учёт как памятник истории и архитектуры. Здание отреставрировали и передали краеведческому музею. В 2006 году Спас был возращён Иркутской епархии, в нём возобновились богослужения.

Голые стены – это всё, что осталось верующим от прежнего храма. Началось восстановление святыни. Историки выяснили, что в дореволюционное время в Спасском храме было несколько икон палехских мастеров. Именно в этот небольшой посёлок в Ивановской области – в дореволюционной России он славился традициями иконописи – отправился настоятель храма иерей Александр Беломестных.

Летом 2014 года в иконописной мастерской «Палехский иконостас» священник заказал «одежду» для Спасского храма. И меньше чем через год новый иконостас украсил храмовое пространство. Сначала мастера изготовили иконостас для верхнего придела, ещё год понадобился на создание иконостаса для нижнего придела.

Внимательным взглядом руководитель мастерской Анатолий Влезько окидывает свою работу. Мастера взяли на себя обязательство не только изготовить иконостасы, но и следить за их состоянием. «Это индивидуальная вещь, которую мы один раз сделали, больше такой не будет, – рассказывает мастер. – Каждый иконостас для нас как ребёнок. Бывает же много в семье детей? И у нас их много, и каждый нам по-своему дорог».

Анатолий Влезько рассказывает, что иконостас для Спасского храма изначально задумывали сделать нарядным, богато украшенным. Такой стиль диктует сама архитектура здания – в его внешнем декоре ярко выражены черты барочного стиля: в пышных кокошниках, наличниках, резных колоннах.

«Это важный для города храм, первый в Иркутске. Поэтому в проект нам хотелось внести изюминку, сделать иконостас для Спасского храма особенным, – делится размышлениями художник. – В декоре мы использовали сочетание красного дерева и позолоты. Натуральное дерево здесь хорошо сочетается с золотом. Иконы классического палехского стиля обрамляет дополнительное украшение – золотая чеканка. Бывают храмы, где пышный декор неуместен. Здесь он смотрится гармонично. Роскошь не «забивает глаза». Особенно нарядно композиция выглядит в лучах солнца. Свет оживляет лики святых, делает более насыщенными и тёплыми оттенки дерева, играет на ажурных золотых завитках.

Иконостас в нижнем приделе мастера решили выполнить в светлых тонах. Обилие «воздуха» между иконами и светлое золото добавляют света помещению с низкими потолками и маленькими окнами. Комнату с меньшим объёмом воздуха и меньшей теплоотдачей легче было отапливать, это был так называемый «тёплый» придел храма. В нём служили большую часть года. В более просторном «холодном» приделе службы проходили при плюсовых температурах на улице.

До революции практически в каждом храме России были иконы мастеров из Палеха. Традиционную технику иконописи палешане смогли сохранить до наших времён: доски для икон готовят из высушенной липы, сверху полотно покрывают льняной поволокой. В качестве краски художники используют яичную темперу. Деревянную резьбу покрывают сусальным золотом.

Но всё же кое-что изменилось. Современные технологии позволяют существенно облегчить труд специалистов. После того, как были утверждены эскизы новой одежды для Спасского храма, проектировщики на компьютере изготовили трёхмерную модель иконостаса. Затем проект был разобран на отдельные «детали». Это упорядочило работу разных мастеров – резчиков, столяров, художников.

200–300 лет назад, чтобы изготовить иконостас, мастерам пришлось бы несколько лет жить в нашем городе. Сейчас от момента заключения договора до завершения работ проходит не больше года. Мастера в специализированных цехах собирают конструкцию целиком. Затем части иконостаса снова разбирают, упаковывают в коробки, нумеруют тару и на большом грузовике доставляют в Иркутск. Фура с ценным грузом находится в пути целых 10 суток. Монтажники добираются в наш город самолётом и меньше чем за неделю собирают иконостас, как конструктор «Лего».

На изготовлении двух иконостасов сотрудничество с палехскими мастерами не закончится. Следующим этапом станет восстановление церковной утвари. В едином барочном стиле будут изготовлены два престола, два жертвенника и горние места на первом и втором этажах. Все эти богослужебные предметы будут размещаться в алтарях храма.

Реконструкция завершится росписью сводов храма. По исследованиям историков, за слоем побелки на потолках скрыты фрагменты дореволюционной росписи. По этим фрагментам художники создадут чертежи для настенных картин. В помощь мастерам приходят современные технологии. Художникам не нужно будет работать, рискуя жизнью, на высоте нескольких метров. Специальные заранее расписанные полотна смонтируют на стены. Выглядеть такие поверхности будут ничуть не хуже, чем роспись непосредственно по стенам храма. Важно, что современная роспись не нуждается в сложном уходе, который требуется росписи по штукатурке.

В очередной раз отец Александр отвечает на вопрос, зачем нужно так пышно и дорого украшать храм. «Раньше люди в первую очередь украшали храм. Возможно, сами жили не слишком богато, но храмы украшали. И мы украшаем не ради своего тщеславия, – объясняет священник. – Если бы моя фотография здесь висела, дело другое. Нарядно украшенный храм – это отражение небесного мира. Это уважение к Богу. Это стремление выразить жизнь, которая нас ожидает наверху».

По убеждению Анатолия Влезько, богатые художественные образы – часть благотворного воздействия на душу человека. «Важно, чтобы нахождение в храме человека затронуло, преобразило его. Священник несёт свою службу словом. Мы, иконописцы, занимаемся богословием в красках. Образами, красками, резьбой, благолепием мы должны попытаться воздействовать на душу человека. Просветить её, сделать лучше и чище».

Любой читатель газеты может участвовать в восстановлении Спасского храма. О том, какая помощь необходима, можно узнать у настоятеля храма отца Александра по тел. 8-950-111-87-52.

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры