издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Звучащая история Игоря Петрова

  • Автор: Иван Колокольников, Фото: Фото из архива И.К. Петрова

Игорь Петров хорошо известен в Приангарье как один из мэтров иркутской журналистики и настоящий «звуковой летописец», на протяжении многих лет собирающий аудиоматериалы о жизни нашего региона. Вчера, 7 августа, Игорь Константинович отметил своё 80-летие.

Герой этой публикации принадлежит к числу тех людей, которые держатся с достоинством, но исключительно скромно, никогда не выставляя напоказ свои заслуги. Как правило, вспоминая эпизоды своей журналистской практики, Игорь Константинович говорит не о себе, а о тех людях, с которыми сталкивала его судьба. Особое место среди них занимает однокурсник Петрова – драматург Александр Вампилов. Но и сам Игорь Константинович вправе гордиться своей биографией. Уже хотя бы потому, что далеко не каждый журналист пробовал себя и в газете, и на радио, и на телевидении. А ведь ещё Петров в течение долгих лет ведёт подготовку сборников аудиоматериалов, связанных с прошлым и настоящим Иркутской области. Этот факт – и вовсе уникальное явление.

Баян, гитара, домра…

Творческая одарённость Игоря Петрова проявилась в период учёбы на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета. Ещё будучи студентом, он стал штатным корреспондентом областного радиокомитета. Кроме того, был одним из активнейших участников университетского оркестра народных инструментов, руководимого Михаилом Гезунгейтом.

Даже те люди, которые знают Игоря Константиновича на протяжении многих лет, не догадываются, что он владеет навыками игры на семи музыкальных инструментах, хотя в специальных учебных заведениях не обучался. Но, по собственному признанию героя статьи, обучение игре на том или ином инструменте никогда не было для него трудным делом. Началось всё с примитивного трофейного аккордеончика, который привёз с войны отец. Затем были освоены гармонь, баян, гитара, фортепиано, скрипка и домра. Именно как домрист студент Петров и стал играть в университетском оркестре. Сегодня он с большой теплотой вспоминает об этой странице своей жизни:

– Я записался в оркестр на первом курсе. Вслед за мной пришёл туда Саша Вампилов, затем Владимир Мутин. Кроме народной музыки, в которую Гезунгейт был буквально влюблён, репертуар включал ещё и популярные произведения классики. А мы как раз увлекались классикой. Играли в оркестре года три. Потом Гезунгейт уволился, но перед этим сказал мне: «Берись за руководство этим оркестром». Я, конечно, не ожидал такого предложения. Сначала отказался. Ребята начали активно воздействовать на меня: давай, соглашайся. И один год, на четвёртом курсе, я руководил оркестром. После нашего ухода коллектив распался.

Не удивительно, что при такой любви к музыке Игорь Петров, попав на радио, стал работать корреспондентом музыкальной редакции. Но продолжалось это совсем недолго, поскольку молодого человека переманили на телевидение, где также задействовали в подготовке музыкальных программ.

– Примерно в феврале 1960 года, – рассказывает Игорь Константинович, – меня позвали на телевидение. Одно из самых ярких воспоминаний – это когда мы пригласили вести телепередачу «Беседы у рояля» известного иркутского музыковеда Владимира Сухиненко. А позже, в 1975 году, я был у него дома, когда писал в газету заметку, связанную с музыкой Дмитрия Шостаковича, и нужен был материал о творчестве композитора. Но если возвращаться к 1960 году, то осенью моя работа на телевидении была прервана. Как выпускник отделения филологии я должен был отработать необходимый период в деревне по существовавшему тогда распределению. Однако в деревню я не попал. Когда прибыл в Зиму, там, узнав, что я работал на радио и телевидении, прониклись уважением и оставили у себя.

В должности школьного учителя герой нашей статьи проработал недолго.

– Весной 1961 года, – продолжает свой рассказ Игорь Константинович, – мои однокурсники Андрей Румянцев и Виталий Зоркин, почему-то не имевшие со мной прямой связи, через Сашу Вампилова, работавшего тогда в «Советской молодёжи», передали мне, что в Улан-Удэ создаётся телевидение и там очень нужны профессионалы. Причём позвонил Вампилов в школу, когда я вёл урок. Меня вызвали. Он говорит: «Старик, привет! Выезжай в Улан-Удэ. Договоришься там обо всём». Но ведь, чтобы попасть на телевидение, надо из школы уволиться. А у меня был там, в Зиме, знакомый юрист. И я ему говорю: «Как мне уволиться-то, ведь отработка нужна в течение двух лет?» Он говорит: «Ничего подобного. Ни в каких нормативных документах это не прописано. Зато есть общее правило: подал заявление об увольнении – через 12 дней можешь уходить». А у нас миллионы выпускников в стране думали, что распределение – это закон. Конечно, я тут же уволился и выехал в Бурятию.

У истоков бурятского телевидения

ГТРК «Бурятия» и сегодня чтит Игоря Константиновича как одного из своих зачинателей. О нём журналисты из Улан-Удэ подготовили целый документальный фильм. И немудрено. Ведь, по воспоминаниям Игоря Константиновича, в момент его приезда телевидения как такового ещё не было. Поэтому постоянно приходилось что-то придумывать, идти на различные творческие эксперименты. На первых порах приходилось сочетать обязанности литературного редактора, музыкального редактора, киноредактора, работать в секторе выпуска.

Со временем, когда штат телевидения расширился, Игорь Константинович вновь сосредоточился на подготовке музыкальных программ. Он взахлёб рассказывает о том, сколько знаменитых деятелей искусства, приезжавших на гастроли в Улан-Удэ, выступало у них на телевидении. Достаточно назвать выдающегося композитора Дмитрия Шостаковича, крупнейших советских вокалистов Павла Лисициана, Надежду Казанцеву, Соломона Хромченко, Геннадия Пищаева, видных пианистов Павла Серебрякова, Сергея Доренского, Глеба Аксельрода, Наума Штаркмана, гитариста-виртуоза Александра Иванова-Крамского, прославленного балалаечника Михаила Рожкова… Совершенно особенное воспоминание оставил у Игоря Константиновича телеконцерт именитого виолончелиста Святослава Николаевича Кнушевицкого, состоявшийся в начале 1963 года. Дело в том, что через несколько дней после данного выступления музыкант скончался. Поговаривали, что прямо в самолёте, который летел в Москву. èèè

Частыми были и выступления по телевидению знаменитых исполнителей советской эстрады. Например, посетили телестудию легендарные артисты Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев. Очень хорошо запомнилось Петрову, что «вокальные братья», как шутя называли певцов, очень различались характерами: Нечаев подкупал своей весёлостью, очень много шутил, Бунчиков был сдержан и молчалив.

В Бурятии Игорь Константинович проработал 11 лет. Впоследствии за свою плодотворную работу он был удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия». Несмотря на весьма успешное развитие карьеры в Улан-Удэ, в 1972 году Игорь Константинович вернулся в Иркутск и вновь стал работать на телевидении. На этот раз – в литературной редакции. Но любовь к музыке никогда не оставляла его. И периодически в газетах появлялись заметки Петрова, посвящённые различным концертам. Отличительная черта этих материалов – сочетание тонкого эмоционального восприятия прослушанных произведений с живым, красочным языком.

– Один раз даже «перешёл дорогу» Владимиру Фёдоровичу Сухиненко, – смеётся Игорь Константинович. – Случайно, конечно же. Принёс я в «Восточку» заметку, а потом он пришёл со своим материалом об этом же концерте. Но ситуацию разрулили легко. Тогда «Восточка» и «Советская молодёжь» были в одном здании. Решили так: моя заметка пойдёт в первую газету, материал Владимира Фёдоровича – во вторую.

Тысячи звуковых документов

В 1975 году Игорь Петров стал преподавателем Иркутского государственного университета. Здесь он проработал 42 года. Вёл курсы «Музыкальная культура и СМИ», «Мастера радиовещания Сибири», весь блок теоретических и практических дисциплин по радиожурналистике. Большинство журналистов, работающих сегодня в иркутских СМИ, – ученики Игоря Константиновича.

Не только я, но и многие мои одногруппники на первом курсе с трепетом входили в учебную студию, которую на протяжении многих лет с большой любовью обустраивал Игорь Константинович. Первым заданием, которое он традиционно давал новоприбывшим студентам, была запись репортажа на тему: «Каким ветром вас занесло на журфак?» Эта тема была всем близка и не вызывала какого-то напряжения при ответах. Слушая репортажи разных лет, можно найти очень нетривиальные ответы. Например, в год нашего поступления всех насмешил кореец Дю Чин Сон, который заявил, что пошёл на журфак, потому что не хочет быть «слесарем, столяром или какой-нибудь фрезеровщицей». Правда, проучился с нами он всего лишь полгода. Но ведь как интересно слушать подобные записи по прошествии многих лет! И как здорово, что подобные вещи сохраняются в звуковой летописи нашего факультета, которую долгие годы создавал Игорь Константинович.

Но не только звуковая летопись факультета создана этим удивительным человеком. Более 40 лет он собирает художественные и документальные записи, повествующие об истории нашего региона. Собрание Игоря Константиновича Петрова – вероятно, крупнейшая фонотека Иркутской области. Самые старые плёнки – иркутские театральные постановки пятидесятых годов, когда-то списанные с областного радио. Работники этой организации, как правило, живут сегодняшним днём, не придавая особого значения сохранению звуковой истории. А Игорь Константинович всегда при возможности старался спасти звуковые носители, запечатлевшие голоса минувшей эпохи. Помимо плёнок, выброшенных с радио, как-то, например, забрал с балкона одной иркутянки сотню разнообразных патефонных пластинок. Ведь узнать, какую музыку слушали в былые времена ирктяне, тоже очень важно.

И всё же главное в фонотеке Игоря Константиновича – выступления знаменитых иркутян. Петров едва ли не единственный во всём регионе задумался о том, что людям интересно слушать голоса тех, кто жил в эпоху их дедов и прадедов. И тот факт, что мы сегодня можем услышать, например, голос легендарной иркутской актрисы Екатерины Барановой, прекратившей свои выступления ещё в далёком 1956 году, – неоценимая заслуга героя нашей статьи.

Многие годы Петров каждый день слушает радио, записывает интересующие его сюжеты, систематизирует их, заносит в картотеку все имена и даты. Этот материал дополняют записи различных встреч с известными политическими и культурными деятелями, на которых побывал сам Игорь Константинович. И не просто побывал, а увековечил их в аудиозаписи. Можно сказать, что эта работа – создание самой настоящей звуковой летописи нашего региона.

Звуковые документы из собрания Игоря Константиновича не раз составляли основу для тематических аудиодисков, посвящённых Александру Вампилову (43,5 часа звучания), 70-летию Иркутской областной филармонии (45 часов звучания), 65-летию Победы (57 часов звучания), 50-летию отделения журналистики ИГУ (62 часа звучания). Описать содержание этих сборников словами очень трудно, ведь они включают сотни или даже тысячи интереснейших фонографических документов. Увы, тираж этих дисков, как правило, был невелик.

Голос Прибайкалья

Последний масштабный проект подобного рода – звуковой журнал «Голос Прибайкалья». Его подготовкой Игорь Константинович занимается с 2012 года. Подготовлено более 70 звуковых выпусков. Продолжительность звучания каждого – более 10 часов. Каждый выпуск объединяет разноплановые звуковые документы, любой из которых представляет собой самое живое отражение событий давней или же не слишком давней истории нашей области. Пожалуй, ни один регион страны не может похвастаться ничем подобным. Более 700 часов исторических аудиодокументов! Читателям, вероятно, уже интересно узнать, каков тираж каждого выпуска. К сожалению, лишь по нескольку пилотных экземпляров.

– Мне хотелось бы, чтобы этот журнал разошёлся по библиотекам Иркутской области, – говорит Игорь Константинович. – Ведь здесь уникальные записи, касающиеся истории самых разных уголков нашего региона.

Действительно, сказать, что материал впечатляющий, – ничего не сказать. Возьмём, к примеру, строительство БАМа. В «Голосе Прибайкалья» можно найти и передачу «БАМ начинается на Лене», звучавшую на Иркутском областном радио в 1974 году, и цикл звуковых очерков о строителях БАМа, подготовленных журналистом Арнольдом Харитоновым уже в недавнем прошлом, и другие интересные материалы на эту тему.

Но для того, чтобы звуковые документы, собранные в «Голосе Прибайкалья», стали как-то доступны жителям региона, каждый выпуск должен иметь какой-то тираж. Хотя бы 100 экземпляров. Пока даже это остаётся лишь мечтой. Не первый год Игорь Константинович ведёт переговоры с Министерством культуры и архивов Иркутской области, пытаясь добиться финансирования проекта. Пока что все усилия тщетны. А ведь при должной раскрутке проекта он мог бы стать для нашего региона не меньшим поводом для гордости, чем знаменитый сайт «Хроники Приангарья», объединивший тысячи электронных копий старых иркутских газет.

Игорь Константинович Петров, завершивший в этом году свою педагогическую карьеру, по-прежнему полон энтузиазма. Он продолжает работу над созданием звуковой летописи региона. Очень часто к нему обращаются журналисты различных СМИ, желая проконсультироваться по какому-то вопросу. И всем этот неутомимый энтузиаст неизменно оказывает посильную помощь. В день юбилея хочется пожелать ему в первую очередь побольше сил и творческой энергии. Уверен, нас ждёт ещё немало встреч с интересными звуковыми сборниками и другими творческими задумками Игоря Константиновича.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры