издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Архиважное слово

22 декабря исполняется 90 лет плану ГОЭЛРО

«Больно корявым» называли крестьяне слово «ГОЭЛРО» – государственная электрификация России. Этот «корявый» план Ленина, как оказалось позже, рывком вывел СССР в мировые лидеры электроэнергетики. Сам Ленин до триумфа не дожил. Иркутская область не вошла в план ГОЭЛРО. Но именно ей суждено было стать тем местом, где реализовался второй крупный шаг развития советской энергетической системы. Ангарский каскад ГЭС оказался логическим продолжением ГОЭЛРО, но этот комплекс уже был почти в десять раз мощнее ленинского плана.

«А вы, батенька, делегат?»

План ГОЭЛРО был принят на VIII Всесоюзном съезде советов 22 декабря 1920 года. Поэтому и День энергетика отмечается именно 22 декабря. У художника Валерия Шматько есть знаменитая картина «Доклад В.И. Ленина о плане ГОЭЛРО». Ленин в Большом театре показывает рабочим с перевязанными головами на огромную карту. Иркутская «Власть труда» писала в декабре 1920 года: «При появлении Ленина на трибуне весь съезд встаёт, приветствуя вождя мировой революции… Комиссия по электрофикации России выработала грандиозный план, рассчитанный на много лет». Тогда писали «электрофикация», а не «электрификация». Идея о ГОЭЛРО появилась в январе 1920 года, а в конце ноября того же года план был уже готов. Прямо к съезду в Большом театре подвезли пятитысячный тираж книги работы комиссии ГОЭЛРО. «Это – наша вторая программа партии!» – заявил Ленин делегатам, потрясая новенькой книжкой в руке. 

«Слово «ГОЭЛРО» больно корявое, не поймут его крестьяне, Владимир Ильич, вот значит как…» – цитирует воспоминания научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Владимир Гвоздецкий. – «А вы, батенька, делегат? Вы и объясните, что это слово должны отныне все выучить наизусть. Архивсе. Ни один рабочий, ни один крестьянин не обойдётся без этого слова», – заявил вождь. Само слово появилось в муках. Первоначально официальное название программы электрификации звучало так: «Государственный план электрификации России». Но как это сократить, чтобы соблюсти тогдашнюю моду на аббревиатуры? ГОПЭЛРО? Или ГОП? «ГОП не пройдёт. Будем созидать дальше, а то лишат селёдки», – по легенде, сказал глава комиссии Глеб Кржижановский (типографским рабочим по личному распоряжению Ленина выделили на подготовку тиража 30 пудов муки и по пять пудов сахара и селёдки)». 

План ГОЭЛРО предусматривал за 10–15 лет построить 30 станций установленной мощностью 1750 мегаватт, в том числе 10 гидравлических станций мощностью 640 мегаватт и 20 тепловых станций на 1110 мегаватт. Заметим, что к 1913 году общая установленная мощность электростанций России составляла всего 1100 мегаватт, а малочисленные ГЭС давали менее двух процентов общей выработки, в войну и это было разрушено. 

«Ленинский план ГОЭЛРО был грандиозным шагом вперёд», – говорит бывший директор музея истории ОАО «Иркутскэнерго» Анатолий Евсеев. Однако развитие энергетики Иркутской области в этом плане не предусматривалось. Строительство крупных станций по плану должно было начаться в основном в европейской части России, Закавказье, на Урале. В Сибири и Туркестане предполагалось запустить только Алтайскую, Туркестанскую ГЭС и Кузнецкую ТЭС. 

«Но комиссия ГОЭЛРО в своём докладе отметила, что Ангара и весь Прибайкальский край представляют большой интерес для будущего развития энергетики, – рассказывает Анатолий Евсеев. – Это не удивительно. Иркутская губерния ещё до революции трижды становилась пионером в деле электрификации. От ГЭС мощностью 300 киловатт, построенной в 1896 году на реке Ныгри в Бодайбинском районе, протянули две линии электропередачи в 10 киловольт. Это были первые линии такого напряжения во всей России. На прииски запустили первую в стране электрифицированную железную дорогу. К 1914 году на реке Бодайбо построили ещё пять ГЭС общей мощностью 2800 киловатт и ТЭС на дровах. Все они работали в одной системе, и это был первый опыт в России единой сети». А Иркутск обзавёлся первой электростанцией в 1910 году. К 30 ноября «была принята городом от контрагента фирмы «Шуккерт и Ко» городская электростанция», – писал летописец Нит Романов. До плана ГОЭЛРО оставалось ещё целых 10 лет. В июне 2010 года отмечалось 100-летие пуска этой станции, впоследствии Иркутской ЦЭС, Иркутской ТЭЦ-2, а ныне котельной участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ. 

Магия цифр

Первые станции ГОЭЛРО в Петрограде и Москве стали открываться буквально через год-два после принятия плана, рассказывает Анатолий Евсеев. К 1931 году, минимальному сроку ГОЭЛРО, было введено вместо 1,7 тысячи плановых киловатт 2,5 тысячи. А к 1935-му возвели к 30 запланированным станциям ещё десять. Среди них была и «внеплановая» крупная станция в Черемхове, запущенная в 1932 году. Это сегодняшняя ТЭЦ-12, энергетический оплот Черембасса в годы Великой Отечественной. Сразу через год после завершения плана ГОЭЛРО, в 1936-м, химкомбинат в Усолье-Сибирском получил ТЭЦ-4, проработавшую до 1968 года. 

Потом была Великая Отечественная война, и планы освоения Ангары, которые уже витали в воздухе, пришлось отложить. Иначе, кто знает, может быть, стройка на Ангаре стала бы ГОЭЛРО-2. Однако в историю эти ГЭС вошли под названием «Ангарский каскад». В 1947 году состоялась знаменитая конференция по изучению производственных сил Иркутской области. По сути, это был второй после ГОЭЛРО, но гораздо более мощный шаг в развитии энергетики СССР. Скорости строительства были такими, что сейчас повторить их никто не сумеет. В 1950 году началось возведение Иркутской ГЭС, уже через год введена ТЭЦ-1 в Ангарске под нужды доставленного по репарации из Германии комбината по переработке  угля. Уже через семь лет в полуразрушенной войной стране заработала Иркутская ГЭС. Все гидростанции плана ГОЭЛРО «тянули» всего на 640 мегаватт. А наша ГЭС – на 662 мегаватта. В одной станции уместилась мощность десяти ГЭС плана Ленина. Ещё через год после начала работы Иркутской ГЭС были введены в строй сразу три ТЭЦ. Третья – в Зиме, одиннадцатая – в Усолье-Сибирском, десятая – в Ангарске. «Это уникальная станция, мощнейшая в Иркутской области, на 1110 мегаватт, – рассказывает Анатолий Евсеев. – Она обеспечивала электроэнергией гигант атомной промышленности – Ангарский электролизный химический комбинат. Сейчас, после модернизации АЭХК, её мощность востребована на оптовом рынке». В 1960-м для теплоснабжения ИрКАЗа и Шелехова была пущена ТЭЦ-5. К заводу уже шли высоковольтные линии от Иркутской ГЭС. Шли они и в другом направлении – в Братск, чтобы дать питание строительству самой крупной по тем временам Братской ГЭС. В 1961 году в Падунском районе вошла в строй ТЭЦ-7. В 1963-м заработала ТЭЦ-9 в Ангарске для нужд восточного крыла АНХК с нефтеперерабатывающим заводом, а год спустя Коршуновский ГОК получил ТЭЦ-16. В 1965-м в составе Братского ЛПК появилась ТЭЦ-6. 

Судите сами: за 17 лет, отрезок времени, почти равный пятнадцатилетнему плану ГОЭЛРО, в одной Иркутской области введены в эксплуатацию две крупнейшие ГЭС и девять ТЭЦ. Мощность одной Братской ГЭС – 4500 МВт – больше мощности всех гидростанций ГОЭЛРО в семь раз. Усть-Илимская станция, пущенная в 1980-м, превосходит план Ленина-Кржижановского почти в шесть раз. 

История иркутской энергетики не закончилась шестидесятыми. Но после проявилась магия цифр. К примеру, ТЭЦ-8 есть только на бумаге. Ещё в 80-е годы её собирались строить недалеко от села Мамоны для теплоснабжения Иркутска. Но экологи вмешались, и станции нет. «История умалчивает, почему так и не появились ещё и ТЭЦ-13, 14, 15. Их ни в каких документах нет, – рассказывает Анатолий Евсеев. – Наверное, число «13» посчитали несчастливым. И, может быть, заодно и 14, 15 станции не стали называть. После 16-й ТЭЦ номеров уже не было. В 1975 году была пущена Ново-Иркутская ТЭЦ, в 1978-м появилась Усть-Илимская ТЭЦ в составе Усть-Илимского ЛПК, в 80-м – Ново-Зиминская ТЭЦ».

Сейчас в Иркутской области три ГЭС и девять ТЭЦ. В этом регионе России станций на десяток планов ГОЭЛРО. Другие времена, другие мощности. Но именно плану Ленина Иркутская область обязана избыточными энергоресурсами и дешёвыми тарифами на электроэнергию.

ГОЭЛРО-2

План ГОЭЛРО ушёл в историю. Современность диктует иные задачи, однако развитие отрасли не может идти без учёта советского опыта. Сейчас проходит либерализация оптового рынка электроэнергетики. С 2011 года все юридические лица на 100% переходят на свободный рынок. К 2014 году регулируемые тарифы исчезнут и для населения России. Высокие показатели износа основных фондов требуют столь же продуманного плана, каким был когда-то ГОЭЛРО. Это уже вопрос национальной безопасности. Минэнерго призывает энергетиков воспользоваться опытом плана ГОЭЛРО, в первую очередь обратить внимание на замену устаревшего оборудования в секторе тепловой энергетики и начать масштабную реконструкцию теплосетей. Одно из направлений – внедрение когенерации, то есть замена стандартных котельных на установки по выработке тепла и электроэнергии одновременно. До 2030 года по Генеральной схеме развития электроэнергетики из эксплуатации будут выведены 16,5 ГВт мощностей АЭС и 51,2 ГВт мощностей ТЭС. Правительство намерено стимулировать ввоз и установку современного оборудования налоговыми и таможенными 

льготами. По мнению руководства страны, приток инвестиций в электроэнергетику должен обеспечить долгосрочный рынок мощности. В свою очередь ОАО «Иркутскэнерго» уже разработало долгосрочный план собственного развития до 2020 года. И в нём затронуты не только вопросы энергосбережения и замены изношенного оборудования, но и новое строительство. Это тепловая станция в районе Тайшета мощностью 330 мегаватт (кроме линии электропередачи от Богучан), парогазовая электростанция в Усть-Куте на 1,2 тысячи мегаватт и три газовые электростанции в Иркутске по 100 мегаватт. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры