издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наталья Протопопова: процесс создания «Народной программы» и «Народного бюджета» еще не завершен

  • Автор: Байкал-Инфо

Председатель общественной приемной Владимира Путина в Иркутске, депутат Законодательного Собрания Иркутской области Наталья Протопопова подвела первые итоги работы над предложениями в проекты «Народная программа» и «Народный бюджет», поступающими от жителей Иркутской области, общественных организаций.

— Сколько предложений вошло в «Народную программу» от Иркутской области?

— К Общероссийскому народному фронту в Иркутской области присоединились 72 общественные организации, 9 предприятий и 91 физическое лицо. Предложения в «Народную программу» направляли общественные организации, ИРОВПП «Единая Россия», муниципальные образования. «Народная программа», это, по сути, стратегия развития нашей страны, каждого региона и муниципального образования. Важно было понять, что беспокоит наших граждан, и они должны были стать активными участниками подготовки «Народной программы». Все поступившие предложения были направлены в федеральный координационный совет, институт социально-экономических и политических исследований, где большая группа экспертов рассматривает предложения и формирует «Народную программу». Всего рассмотрено более 15 тыс. предложений. От Иркутской области только от общественных организаций было направлено 187 предложений. Мы продолжаем принимать предложения, и этот процесс будет продолжаться.

— Какие, на Ваш взгляд, предложения наиболее важны?

— Наиболее важные предложения связаны с духовным, нравственным возрождением, отношением к нашему культурному духовному наследию, а значит, и к будущему нашего народа. Разработка государственной программы «Культура России» должна объединить все регионы, муниципалитеты, общественные организации, российский бизнес соотечественников за рубежом. Духовное возрождение нации должно быть первостепенной задачей. Важные предложения связаны и с условиями для нового экономического роста, принятием долгосрочной программы развития промышленности в Иркутской области.

Общественная организация «За сбережение народа» предполагала разработать федеральную программу развития Верхнего Приангарья, создать особую экономическую технико-внедренческую зону с приоритетными для области кластерами (машиностроение, нефтегазохимия, лесохимия, газификация, солнечная энергия, энергетика, стройкомплекс, биофармацевтика и др.). Сейчас в России действует 24 особые экономические зоны, в 12 регионах развиваются технопарки в сфере высоких технологий. Спектр проектов широк — от молекулярной медицины до бытовой химии, от нанотехнологий до строительных материалов. И очень важно развивать технопарки по всей России, в том числе и в Иркутской области.

Для Байкальского регионального союза женщин «Ангара» актуально обеспечение снижения гендерного неравенства в трудовой сфере, что требует совершенствования законодательства в рамках реализации Конвенций Международной организации труда: «О дискриминации в области труда и занятости», «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности».

Иркутское областное объединение организаций профсоюзов требует внесения изменений в Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Налоговый кодекс РФ. Предложения о восстановлении права работающих на санитарно-курортное лечение и оздоровление, а также оздоровление детей работников, за счет средств социального страхования требуют принятия федерального закона, государственной программы, федеральных нормативных правовых актов.

Все предложения аккумулированы. Одни из них будут воплощаться на федеральном уровне, другие – на региональном или муниципальном.

— Были ли в программу от Иркутской области включены оригинальные, необычные, но рациональные предложения?

— Такие предложения, безусловно, есть, они направлены для включения в региональную часть федеральной программы. Например, проект «Здесь будет город-сад» — строительство на принципах частно-государственного партнерства города-спутника Иркутска на 30 тыс. жителей с развитой социальной инфраструктурой включающей 5 общеобразовательных школ, 16 детских садов, две поликлиники, физкультурно-оздоровительный комплекс. На первых этапах планируется размещение адаптированных квартир для людей с ограниченными возможностями здоровья и служб их социального сопровождения. Город-сад будет отвечать всем требованиям экологии, современным тенденциям в озеленении и создании садово-парковых зон и высоким требованиям к новому качеству жилой среды и жизни.

Рациональным предложением является проект «Чистый Байкал», принятие необходимых поправок к закону «Об охране озера Байкал», прекращение сброса отходов производства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в акватории озера и атмосферу.

«Опора России» предлагает внести изменения в нормативно-правовые акты на федеральном уровне, чтобы обеспечить ответственность чиновников, препятствующих выполнению №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Или предложение Торгово-промышленной палаты — освободить начинающих предпринимателей без образования юридического лица от всех видов налогов на срок до 1 года с возможностью воспользоваться льготой только однажды. О том, что малый бизнес в самом его начале нужно поддерживать и развивать, говорится на всех уровнях. Будет законодательно это предложение внедрено, возможно, у нас появится больше предпринимателей, которые не прогорели за первый год, самый трудный в индивидуальном бизнесе. И это предложение, безусловно, рационально, оно исходит из реальной диалектики любого процесса, в том числе и малого бизнеса.

К таким интересным предложениям можно также отнести создание программы по поддержке людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Каждый человек хоть раз в жизни попадает в такую ситуацию, бывает так, что ему действительно некуда обратиться. А если будет действовать программа, четко разработанная, широко определяющая перечень трудных жизненных ситуаций, определяющая параметры помощи, может в жизни и будет меньше трагических случайностей, тех же самоубийств, алкоголизации населения, наконец. И таких примеров по предложениям я могу привести десятки. О каждом из них можно говорить много и долго, потому что все они по-настоящему актуальны. И рассматривать их можно с любой точки зрения — оригинальности ли, рациональности и так далее. Не это главное, на самом деле. Каждое предложение актуально для определенной группы людей. И если оно будет реализовано, у этой конкретной группы жизнь станет чуточку легче.

— Какова дальнейшая судьба сформированной в Иркутской области программы?

— Все предложения переданы в Москву, в Институт социально-экономических и политических исследований. Они разбиты на профили, в каждом работают эксперты федерального уровня, в каждом регионе работают свои эксперты. Они вместе собираются и обсуждают всю полученную информацию. Так, на конференции «Региональное развитие – основа устойчивости и процветания страны» обсуждали проблемы развития регионов и отметили, что основная проблема, препятствующая развитию, в том, что «регионы потеряли финансовую самостоятельность и попали в полную зависимость от федерального центра». По данным экспертов, за десять лет доля региональных и местных бюджетов в ВВП России снизилась с 10% в 1999 году до 6% в 2009 году, а доля налоговых поступлений за этот же период уменьшилась с 70% до 30%. В результате из 83 регионов 70 являются дотационными. Эксперты полагают, что субъекты федерации сегодня должны быть более независимы. Необходима децентрализация власти: передача полномочий регулирования с федерального уровня на региональный.

Все предложения анализируются и на региональном уровне. Поступающие предложения передаются в Законодательное собрание Иркутской области, фракцию «Единая Россия», и правительство. Предложения также анализируются на уровне муниципальных образований. Очень важно, чтобы предложения, поступающие от граждан, не остались без внимания.

— Как долго предложения будут рассматриваться на федеральном уровне?

— Институт социально-экономических и политических исследований, 400 экспертов, федеральный координационный совет провели анализ поступивших 15000 предложений. Проект «Народной программы» практически подготовлен и в настоящее время проходит обсуждение разделов программы. Так, 17 августа 2011 года Николай Федоров в Красноярске обсуждал предложения по развитию судебной системы. 18 августа 2011 года общественные организации людей с ограниченными возможностями обсуждали включающие в «Народную программу» предложения по защите прав и социальной поддержки инвалидов. Следует отметить комплексный подход к решению существующих проблем: это и доступная среда, дистанционное образование, реабилитационные центры для детей, трудоустройство, поддержка семей, имеющих детей инвалидов, спорт и обеспечение средствами передвижения.

Предложения по разделу «Труд и защита прав трудящихся» обсуждались с Иркутским областным объединением организаций профсоюзов. Основные направления программы с региональным координационным Советом, депутатами Законодательного Собрания и партийным активом ИРО ВПП «Единая Россия». По сути, программа станет руководством для законопроектной работы Государственной Думы нового созыва.

А уж как пойдет реализация предложений, зависит, в первую очередь, от нас с вами, от того сколько нас, избирателей, придет на избирательные участки, как и за кого мы проголосуем на декабрьским выборах. Но то, что все согласованные предложения станут обязательными для исполнения депутатами от «Единой России» и ОНФ, это уже состоявшийся факт.

— Каков предполагаемый объем финансирования проектов из федерального бюджета?

— Вы вдумайтесь, 15 тысяч предложений, 90% из которых уже вошли в программу! Этот и многие другие вопросы будут определять уже депутаты Государственной Думы нового созыва. Одним из инструментов реализации «Народной программы» и в России в целом, и в регионах станет проект «Народный бюджет», в рамках которого на многие предложения средства в региональной и федеральной казне уже запланированы. Как, например, «Город спутник Иркутска», «Дети – будущее Приангарья», «Развитие села Приангарья», «Развития промышленности региона до 2020 года», поддержка реализации проекта особой экономической зоны в Слюдянском районе, обеспечение государственной поддержкой проектов в области глубокой переработки древесины, освоения нефтяных месторождений, создания комплекса малой нефтехимии на базе Саянско-Ангарского экономического кластера и другие. Об этих проектах уже неоднократно говорилось.

В целом же сама идея «Народного бюджета» позволила правительству России по-иному взглянуть на проблемы регионов. 15 июня прошло первое обсуждение бюджета в новом формате. Министр финансов России Алексей Кудрин докладывал, что федеральный бюджет, в таком вопросе, например, как софинансирование для решения проблем детских садов в регионах, планировал выделить регионам суммы в размере 1 млрд рублей. Однако представители регионов заявили, что эта цифра слишком мала. При участии «Народного бюджета» сумма с 1 млрд рублей выросла до 10 млрд.

— Какие предложения могут войти в федеральные программы?

— Вот выше названные проекты уже вошли. То есть федеральное и региональное финансирование на них уже запланировано. Сегодня, прямо сейчас, в институте идет непрерывный процесс обработки и анализа всех предложений со всей России. Пока рано говорить о конкретных предложениях Иркутской области, которые вошли в федеральную часть. Главное в том, что все наши иркутские предложения там есть, они начали свою жизнь. Не стоит и забывать, что ведь многие актуальные предложения (реконструкция дорог, строительство малобюджетного жилья, нехватка детских садов, ветхое жилье, образование и медицинское обслуживание, проблема алкоголизации населения, инфляция и рост цен на товары и услуги, безработица, уровень доходов населения, коррупция и бюрократизм, ситуация в сфере ЖКХ, а также вопросы пенсионного обеспечения, проблемы молодежи) поступают не только от нас, эти вопросы актуальны для всей страны. На их основе будут разработаны федеральные программы. Те законотворческие инициативы, которые высказаны в предложениях, будут выноситься на рассмотрение комитетов Государственной Думы. Но учтены, безусловно, будут все. И возможно, что в дальнейшем будут введены дополнительные механизмы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры