издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наш старый мост

  • Автор: Эраст БУТАКОВ

Сколько раз я проезжал, проходил и даже перебегал по старому ангарскому мосту? А сколько раз проезжал под ним на поезде, а бывало – и на велосипеде? Но ни разу – ни разу! – не задумался, насколько это великолепное по виду, грандиозное по назначению, сложное технически и трудоёмкое по исполнению сооружение! Ни разу не оценил ажурность его форм, лёгкость изгибов, мощь и величие прочных опор и «быков»! Читал, конечно, что мост неповторим и единственен в своём роде, но не придавал тому значения – мост да мост, «стоит сто лет и ещё сто простоит». А сколько таких, как я? Да практически весь город!

А как достаётся старому мосту, когда какой-нибудь олух стукнется на нём и образуется километровая пробка. Уходит драгоценное время, оттого водители и пассажиры склоняют его на все лады: и такой он, и сякой; и узкий, и машинами забитый. А ведь время действительно драгоценно. Но ещё дороже – память, наша память, человеческая, память потомков.

Живёт в нашем городе пожилая милая женщина Наталья Николаевна Михайлова. Её отец был одним из тех, кто строил наш старый добрый ангарский мост. И сохранился у Натальи Николаевны старинный альбом, именной, подаренный её отцу Наркоматом путей сообщения в 1936 году как одному из участников строительства, создателей этого уникального сооружения. И если бы судьба и счастливый случай не познакомили меня с этой женщиной, продолжал бы я ходить и ездить, так и не поняв, чем же я, невнимательный, располагаю, как и каждый житель города Иркутска.

Сто пятьдесят фотографий альбома иллюстрируют всю историю строительства моста. Столько снимков, к великому сожалению, невозможно вместить в газетную полосу: а тогда увидели бы читатели и размах, и технологическую сложность строительства, и героизм людей, замахнувшихся соединить впервые берега могучей сибирской реки, дав возможность городу развиваться и строиться по-новому.

Представьте себе: 1931 год. Идёт первое десятилетие существования совершенно нового, необычного государства – Союза Советских Социалистических Республик. История СССР только начинается, и каждый человек в этой стране считает, что любая прожитая им минута должна быть такой, чтобы стать частью этой истории. И жители Иркутска собирают деньги на строительство моста – он очень нужен городу. На левом берегу Ангары железная дорога, а старый понтонный мост уже не справляется.

Потом, когда утверждается проект, государство даёт городу недостающую сумму. Со всех концов Советского Союза прибывают специалисты, начинается стройка. Стройка была действительно народной: после работы горожане приходят добровольно помогать строителям. Те, у кого есть навыки, помогают специалистам, а у кого навыков нет, просто убирают территорию, разгружают гравий, переносят тяжести…

Музыканты из филармонии и театров города помогают, как могут: нередко для строителей играет музыка. Жёны строителей организовывают свои бригады в помощь мужьям и работают бок о бок рядом с ними вечерами. Нет выходных, и ночей, в принципе, нет: стройка идёт круглосуточно и ежедневно. Зато мост – один из самых крупных в стране железобетонных мостов на тот период – возведён всего за четыре года.

Смотришь на старые фотографии и отчётливо понимаешь, что не было у этих людей ничего, кроме огромного желания помочь своей стране,  своему городу, своему народу. А несколько лет спустя начнётся война и многие из тех, кого мы видим на фотографиях, погибнут. Сам Николай Николаевич Михайлов, чей альбом я держу в руках, сложит голову, сражаясь в партизанском отряде. Будет ему тогда лишь тридцать пять лет. Глядя на лица этих людей на пожелтевших фотографиях, понимаешь, что ни Гитлер, ни Берия не способны сломить дух и волю наших отцов и дедов, наших соотечественников и земляков. Скажете, пафос? Возможно. Но взгляните на фотографии – и вы ощутите то же!

[/dme:i]

[/dme:i]

[/dme:i]

[/dme:i]

[/dme:i]

[/dme:i]
[/dme:igroup]

Полностью весь альбом и подборка статей из газет 30-х годов о строительстве моста размещены на сайте www.nature.baikal.ru.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры