издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отказаться от нефти

На фоне роста цен на углеводороды российские экологи предлагают перейти на возобновляемые источники энергии

  • Автор: Дмитрий ШИБАНОВ, по материалам СМИ

Мир в очередной раз, затаив дыхание, следит за ростом цен на нефть. В четверг, 3 февраля, цена за баррель перешагнула отметку в $103 и достигла максимального значения за последние два с половиной года, с сентября 2008-го. Аналитики называют причины роста вполне традиционными: нефть дорожает на фоне усилившихся опасений по поводу нестабильности на Ближнем Востоке.

Всё выше, и выше, и выше…

Впрочем, не только свободолюбивые египтяне стали источником мирового роста цен. Ещё в январе этого года Международное энергетическое агентство призвало страны ОПЕК увеличить производство нефти и не допустить дальнейшего роста цен. По данным агентства, за прошлый год затраты на импорт нефти 34 самых богатых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), взлетели на $200 миллиардов – до $790 миллиардов к концу 2010 года. Увеличение из-за высоких цен на нефть равно потере дохода приблизительно 0,5 процента валового внутреннего продукта (ВВП) стран ОЭСР. «Цены на нефть входят в опасную зону для мировой экономики, – заявил Фатих Бирол, главный экономист МЭА. – Счета за импорт нефти становятся угрозой восстановлению экономики. Это – призыв к действию для стран-импортёров нефти и поставщиков нефти».

МЭА призывает мировое сообщество оказать давление на нефтяной картель, чтобы он увеличил производ-ство нефти. По словам Бирола, никто не заинтересован видеть такие высокие цены. «Страны–члены ОЭСР потребляют приблизительно 65 процентов всего мирового импорта нефти, – сказал он. – Экспортёры нефти нуждаются в клиентах с процветающими экономиками, но эти высокие цены рано или поздно сделают экономические системы больными, что означает, что потребность в импорте нефти снизится». Пока же, несмотря на высокие цены, министры нефтяной промышленности ОПЕК решили в прошлом месяце оставить объёмы добычи нефти неизменными.

Вдобавок к высоким нефтяным ценам Европа в 2011 году почувствует воздействие более высоких цен на газ: 75 процентов её газовых контрактов связаны с ценами на нефть. Пессимизм европейцев разделяют и за океаном: расходы США увеличились на $72 миллиарда. Япония, которая импортирует 99 процентов своей потребности нефти, газа и угля, заплатит дополнительно $27 миллиардов. Слаборазвитые страны по итогам года потеряют около $20 миллиардов, что будет равно потере дохода почти одного процента ВВП.

«2010 год подал первые сигналы тревоги, и в 2011-м уровень цен может привести к тем же самым признакам финансового кризиса, которые мы видели в 2008 году», – предупреждает главный экономист МЭА Фатих Бирол.

Между бюджетным дефицитом и исчерпанным потенциалом

Господин Бирол попытался разделить свои пессимистические оценки с российскими энергетиками. 2 февраля он принял участие в «круглом столе», посвящённом перспективам долгосрочного развития энергетики. Мероприятие организовано Министерством энергетики Российской Федерации совместно с Международным энергетическим агентством и Международным центром устойчивого энергетического развития.

Правда, нельзя сказать, что мрачные прогнозы МЭА разделяют в России. Как заявил глава Минфина Алексей Кудрин, по прогнозам дефицит бюджета в этом году может быть ниже 3%. Причина прозрачна: в бюджет заложен дефицит 3,6% при цене $75 долларов за баррель. «Но поскольку мы видим причины, по которым цены на нефть будут оставаться высокими, можно прогнозировать дефицит даже менее 3%», – цитирует Кудрина РБК daily. По мнению управляющего директора «Тройки Диалог» Евгения Гавриленкова, если цена на нефть достигнет примерно $105, это сбалансирует бюджет и дефицит бюджета будет мал.

Впрочем, нельзя сказать, что Минфин России находится в совершенной эйфории относительно процессов, происходящих в отечественной экономике. Выступая на форуме «Россия-2011», вице-премьер Алексей Кудрин признал, что потенциал роста ВВП РФ за счёт нефтегазового сектора исчерпан: в годы, предшествовшие кризису, добыча нефти в России росла на 10% в год. «Мы исчерпали потенциал роста добычи, – сказал Кудрин. – Для России дальнейший прирост за счёт нефтяного сектора ВВП и жизненного уровня уже исчерпан». Он отметил, что сейчас задачей России является «обернуть эти возможности через модернизацию». «Сырьевое ралли помогло повысить уровень жизни россиян, но впереди работа над сокращением неравенства доходов населения и повышением эффективности экономики путём усиления роли частного собственника и конкуренции», – сказал Кудрин.

При этом вице-премьер убеждён, что за десять лет Россия добилась впечатляющих показателей: с начала 2000-х ВВП на душу населения вырос с примерно $4000-5000 до $15 000. «Увеличение в три раза – исторически самый большой темп роста», – сказал Кудрин и отметил, что рост сопровождался средним ростом экономики на уровне около 7% в год. С начала 2000-х средняя заработная плата в России со $100 выросла до примерно $700, расходы на здравоохранение в реальном выражении за тот же период возросли примерно в пять раз. «Исторически такого, наверное, не было, и это уже не повторится», – резюмировал Алексей Кудрин. 

Теперь России предстоит догнать страны BRIC по темпам роста, не опираясь на сырьевой рынок, а также решить проблему разрыва между бедными и богатыми гражданами, полагает Кудрин.

Мы будем жить теперь по-новому?

Будет Россия опираться на добычу сырья или нет в последующие десятилетия, особенно актуально в свете прогнозов, предсказывающих неминуемый конец экономики, основанной на сжигании углеводородов. 

В том, что мировая энергетика может почти полностью перейти на возобновляемые источники энергии к 2050 году, уверены, например, эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF). 2 февраля фонд опубликовал доклад, которому предшествовало двухлетнее аналитическое исследование WWF и консалтингового агентства ECOFYS. 

«Доклад по энергетике показывает, что через четыре десятилетия мы можем жить в мире живых экономик и обществ, которые будут полностью получать энергию из чистых, дешёвых и возобновляемых источников, при этом качество жизни будет существенно улучшено… Чтобы достичь этой цели, понадобятся глобальные усилия, аналогичные тем, которые понадобились для борьбы с мировым финансовым кризисом», – заявляет директор WWF International Джим Лип.

По мнению Липа, в долгосрочной перспективе полученные выгоды будут значительно больше затрат: к 2040 году экономия от снижения энергоёмкости будет равна общей сумме инвестиций в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и энергоэффективность. К 2050 году выгода от следования этому сценарию, по сравнению со сценарием текущего развития, составит около 4 триллионов евро за счёт более низких затрат на производство энергии. 

В докладе подчёркивается, что сейчас 1,5 миллиарда человек не имеют доступа к современному энергоснабжению. Вместе с этим экологи считают, что необходимо изменить подход к потреблению энергии. 

«Человеку нужны не киловатты или джоули, а комфортные условия проживания, которые могут быть обеспечены гораздо более экономным образом, чем это сейчас делается в большинстве стран. В 2020 году человечество должно пройти пик потребления энергии и начать его снижать. Крупнейшие развивающиеся страны должны сразу пойти путём развития энергетики будущего, а не копировать многолетний и не всегда удачный опыт развитых стран», – говорит руководитель программы WWF России «Климат и энергетика» Алексей Кокорин. 

Вывод исследования WWF и ECOFYS таков: через 40 лет не понадобится ни атомной энергетики, ни технологии улавливания и захоронения СО2, которая в принципе способна сделать полностью чистой угольную и газовую генерацию электроэнергии и тепла. Это может стать возможным при одном условии: стиль жизни и уровень энергоэффективности в мире в целом должны кардинально измениться.

По расчётам экологов, к 2050 году численность населения планеты стабилизируется на уровне 9 миллиардов человек, и тогда общее потребление энергии в середине века может стать на 15% ниже, чем в 2000 году. У человечества есть шансы почти полного перехода на возобновляемые источники энергии и решения проблемы антропогенного воздействия на климат.

Сами экологи понимают, что их оценки могут вызывать скепсис в среде экспертов-энергетиков. «Такое развитие событий может показаться фантастикой, ведь ничего подобного не предсказывает ни один из нынешних официальных сценариев, составленных по инерции. Сорок лет – большой срок, вспомните 1970 год и его сценарии энергетики как для мира, так и для СССР – ни один не оказался верным. Только достаточно смелый и новаторский сценарий имеет шансы реализоваться», – говорит Кокорин.

Что касается России, то, по прогнозу WWF, она будет входить в те 5% стран (по численности населения), которые будут продолжать экспортировать углеводороды, при этом современная газовая генерация может «прожить» гораздо дольше, чем в мире в целом. В то же время потенциал роста доли гидроэлектростанций в России выше среднемирового, который в глобальном прогнозе WWF составляет 12%.

WWF России уже начал совместные работы с ведущими российскими экономистами, использующими современные энергоэкономические модели. «К середине года мы предполагаем получить первые результаты и понять, при каких условиях наша страна сможет развиваться в едином русле построения глобальной низкоуглеродной экономики с минимальными выбросами парниковых газов. Мы также проведём оценки прямых и скрытых субсидий в традиционный ТЭК страны как фактора сдерживания развития возобновляемых источников энергии в нашей стране», – сказал Кокорин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры