издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время дешёвого газа прошло?

17 августа в РИА «Новости» состоялся российско-китайский видеомост, посвящённый взглядам экспертного сообщества обеих стран на отношения в газовой сфере между Россией и Китаем. В нём приняли участие гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян, руководитель Центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН Игорь Томберг и заведующая отделом развития нефтегазового комплекса России и мира Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова. В Пекине на вопросы коллег и журналистов отвечали старший научный сотрудник Института социального развития Европы и Азии Центра исследований и развития Госсовета КНР Сунь Юнсян и старший научный сотрудник Центра стратегической энергетики Университета нефти КНР Пан Чанвэй.

Из-за разногласий по поводу цены на газ Москве и Пекину пока не удалось заключить крупномасштабный контракт на поставку почти 68 миллиардов кубометров газа в Китай в течение 30 лет. Энергетическое сотрудничество двух стран также осложняется из-за спора между «Транснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, которая не полностью оплатила  закупленную нефть.

 По мнению российских экспертов, с каждым годом потребность в газе у стремительно развивающегося Китая будет только расти. Китайские специалисты согласились, что газ будет играть всё большую роль в энергобалансе их страны, однако расставили в этом вопросе некоторые специфические акценты.

Старший научный сотрудник Центра стратегической энергетики Университета нефти КНР Пан Чанвэй отметил, что к 2030 году уровень потребления газа в Китае может вырасти до 300 млрд. кубических метров и российские поставки могут обеспечить до 40% этого объёма, сообщает портал Oilru.com. Своему коллеге вторил старший научный сотрудник Института социального развития Европы и Азии Центра исследований при Госсовете КНР Сунь Юнсян, также обративший внимание на то, что если к 2020 году удастся увеличить долю газа в энергобалансе Китая с 8% до 10-12%, то эта доля в объёмном выражении составит 200 млрд. кубометров газа. Но всё равно половина этого объёма придётся на импорт.

В связи с этим китайские эксперты заявили, что сейчас у Китая достаточно денег, чтобы покупать активы за рубежом. Sinopec готов покупать акции Газпрома, Роснефти и других крупных российских углеводородных компаний. Вопрос, по их словам, только в российском законодательстве – разрешит ли оно подобные сделки.

В то же время китайская сторона мягко, но настойчиво делает акцент на сохраняющуюся важность угля для китайской энергетики. Как заявил г-н Пан Чанвэй, электроэнергетика в Китае по-прежнему использует в качестве основного топлива уголь. По его словам, правительство страны сейчас размышляет над тем, насколько выгодным окажется перевод генерирующих мощностей на газ. Эксперт также указал на то, что цены на спотовом газовом рынке ниже, чем по долгосрочным контрактам, и динамика их роста не так высока, 3,5% – 4% в год. Также КНР будет учитывать рост мировой добычи сланцевых газов, что, возможно, потянет в будущем цены на газ вниз. Поэтому, резюмировал Пан Чанвэй, справедливую формулу цены на газ следует вырабатывать на основе всех этих факторов.

В Китае, в провинции Сычуань, с помощью иностранных технологий начинается добыча сланцевого газа. Однако, по мнению эксперта, эти технологии пока ещё несовершенны. В частности, для извлечения газа нужно большое количество воды. Куда большие перспективы в Китае имеет извлечение шахтного метана из угольных пластов и использование сжиженного природного газа.

По мнению российских экспертов, в решении ценового вопроса для Китая серьёзную проблему представляет регулирование внутренних цен на газ. По мнению руководителя Центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН Игоря Томберга, это заставляет китайские компании, занимающиеся импортом газа, работать в убыток. По информации российского эксперта, компания CNPC, покупающая газ в Туркмении по весьма низкой цене в 196 долларов за 1000 кубических метров, на продажах газа внутри Китая уже потеряла 770 млн. долларов.

Заведующая отделом развития нефтегазового комплекса России и всего мира Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова сообщила, что под поставки газа в Китай будут развиваться пока ещё неосвоенные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Восточно-сибирский газ имеет более сложную структуру, здесь помимо бутана присутствуют также пропано-бутановые и гелиевые составляющие, а сами месторождения залегают в достаточно сложных геологических условиях. Освоение этих месторождений, создание инфраструктуры, переработка газа потребуют серьёзных дополнительных затрат. «Время дешёвого газа, как и дешёвой нефти, прошло, – считает Татьяна Митрова. – Газ никоим образом сегодня не может быть дешевле угля».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры