издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кошмар в 275 томах

На следующей неделе в Иркутском областном суде начинаются слушания по уголовному делу в отношении одной из самых дерзких преступных группировок Приангарья последних лет – банды киллеров, организованной, по мнению следствия, авторитетным предпринимателем и меценатом, президентом общественного фонда по увековечению памяти героев гражданских войн «Патриот» Сергеем Андреевым. Перед судом предстанут 11 участников группировки, обвиняемых в 80 тяжких преступлениях – бандитизме, убийствах по найму, покушениях на причинение смерти, разбойных нападениях, изнасилованиях, кражах, изготовлении, ношении и хищении оружия.

Но организатора банды и заказчика самых громких убийств на скамье подсудимых не будет: когда начались аресты подельников, Сергей Андреев успел скрыться в Таиланде и замести следы. С октября 2005 года он находится в федеральном и международном розысках. Зато приговор придётся выслушать его ближайшему сподвижнику 39-летнему Александру Новосельцеву, которому следственная группа под руководством следователя по особо важным делам Управления Генеральной прокуратуры РФ в СФО Романа Цыганкова вменила не только участие в банде Андреева, но и создание собственной устойчивой вооружённой группы, действующей параллельно и успевшей совершить 48 разбойных нападений на граждан и организации. 

Уголовное дело содержит 275 томов. Среди инкриминируемых банде Андреева семи преступных эпизодов, произошедших в течение пяти лет, наибольший общественный резонанс имели убийства по найму известных предпринимателей Павла Чекотова и Вячеслава Безденежных. Следствие считает, что идея создать банду киллеров пришла в голову Сергею Андрееву по прозвищу Андреевский весной 2000 года, тогда же он начал отбирать кадры для нового предприятия, и делал это очень тщательно. Достаточно сказать, что кандидатам в банду, не-

смотря на то что он имел с ними длительные дружеские отношения, был устроен жёсткий экзамен. Андреев потребовал от них доказать свою профпригодность: убить знакомого и замаскировать преступление под разбой. После такой проверки он обещал не только включить приятелей в состав банды и выплатить разом четыре тысячи  долларов США (115 тысяч рублей по тогдашнему курсу), но и предоставить в дальнейшем работу, не связанную с криминалом. 

Последний пункт договора Андреев так и не выполнил: потребовал от своих работников совершить сначала несколько убийств. Да и вознаграждение за «пробное» преступление значительно урезал: Новосельцев и Молчанов, по версии следствия, получили за труды только 30 тысяч рублей и обещание, что  им будут выдавать ежемесячно как участникам банды, в которую их по результатам экзамена всё-таки приняли, за каждое совершённое убийство ещё по 5 тысяч. Но это предложение, наверное, можно считать вполне щедрым, поскольку на «экзамене» кандидаты в киллеры Новосельцев и Молчанов фактически «засыпались»: они перепутали жертву и зарезали похожего на неё мужчину, нанеся ему 23 ножевых ранения. Чтобы инсценировать убийство по найму под обычный разбой, начинающие бандиты сняли с головы потерпевшего норковую шапку.

Так было положено начало конвей-еру убийств. Сергей Андреев, по версии следствия, сам  финансировал и планировал деятельность банды, давал задания и поручения своим подчинённым, определял объекты нападений, подыскивал орудия преступлений. Арсенал банды был более чем внушительным: следствие насчитало порядка 60 единиц оружия. В гаражном боксе хранились, применялись при совершении преступлений 6 автоматов Калашникова калибра 5,45 и 7,62 мм, самодельный пистолет-пулемёт с глушителем, гладкоствольный гранатомёт, 7 пистолетов Макарова, 4 револьвера системы наган, два ТТ, парочка пистолетов Марголина, две спортивные винтовки, 4 обреза охотничьих ружей, карабин «САЙГА», более 4 тысяч патронов к этим стволам, два взрывпакета, 9 ручных, противотанковых и дымовых гранат, взрывное устройство типа мины-ловушки, шестизарядный револьвер модели «Американский бульдог» для стрельбы газовыми и шумовыми патронами, трость-шпага, ножи, изготовленные из напильника и ампутационного ножа, 3 газовых револьвера, не-сколько пневматических пистолетов, прибор для бесшумной и беспламенной стрельбы, глушители, оптические прицелы, бронежилеты и комплекты форменного обмундирования сотрудников милиции. После совершения убийства «засвеченное» оружие обычно уничтожалось.  

Самые громкие преступления банды приходятся на 2003 год. Возможно, это связано с тем, что в марте предыдущего, 2002 года на Андреевского было совершено покушение – он долго лечился, перенёс тяжёлую операцию. После чего, видимо, и решил, что пришло время сеять смерть. Сергей Андреев подолгу и очень тщательно готовил каждое убийство, как правило, дожидался удобного момента, чтобы подозрение оперативников пало на других людей. Он мог годами скрадывать свою жертву. К примеру, неприязненные отношения с Вячеславом Безденежных у Андреева возникли ещё в 1998 году, конфликт был связан с деятельностью ОАО «Иркутск Байкал» и охранного агентства «Сэйв». Тогда же, по мнению следствия, у Сергея Викторовича и возник умысел лишить конкурента жизни. Однако у него хватило ума подождать, сгладить отношения и подобрать время, когда явный мотив имелся у другого человека из окружения жертвы. Заказ на Безденежных исполняли, считает следствие, Сиднев, участвовавший в слежке, и Новосельцев с Молчановым, которые 4 апреля 2003 года подкараулили предпринимателя, выехавшего из дома в 8 часов утра на автомобиле «Тойота Ленд Крузер» под управлением своего водителя, как обычно, на работу. Когда машина при выезде со двора на проезжую часть снизила скорость, Новосельцев очередью выпустил из автомата Калашникова не менее 23 прицельных выстрелов в сидящую на заднем сиденье жертву. Водитель чудом остался жив – выпрыгнул из автомобиля на ходу. Судмедэксперты считают, что Вячеслав Безденежных умер сразу на месте преступления от множественных огнестрельных пулевых ранений груди и живота, осложнившихся острой массивной кровопотерей. Уже на следующий день каждый из киллеров получил от заказчика по 40 тысяч рублей в качестве вознаграждения за хорошую работу. И до момента задержания Андреев ежемесячно платил им за устранение Безденежных по 5 тысяч рублей. 

Мотив убийства Павла Чекотова, руководителя одного из самых крупных в городе предприятий – ООО «Фортуна», остался неизвестен. Но своим наёмникам Новосельцеву, Сидневу и Молчанову заказчик заявил, что  подозревает Чекотова в покушении на собственную жизнь. Не торопясь, та же троица киллеров летом 2003 года начала собирать необходимые сведения о потерпевшем, готовить орудия (в лесу были опробованы автоматы), подыскивать наиболее подходящее для убийства место. Новосельцев через своих знакомых, работающих на предприятиях Чекотова, узнал обо всех квартирах, офисах, автомобилях жертвы. Решено было воспользоваться тем, что предприниматель часто посещает строительство коттеджного городка в урочище Каштак. Именно там 20 июля 2004 года около 13 часов Новосельцев и Молчанов застрелили Павла Чекотова, проезжавшего на своём «БМВ» по улице Лесной в Рабочем. Молчанов сделал не менее 7 выстрелов из автомата в лобовое стекло  движущейся навстречу машины. Новосельцев поддержал его очередью в 27 выстрелов. Когда сидевший за рулём Чекотов выпал из движущейся машины, стрелки добили его в упор. Предприниматель умер, как утверждают судмедэксперты, от большой потери крови и шока. В результате огнестрельных ранений грудной клетки и живота у него оказались повреждены трахея, лёгкие, аорта, сердце, печень, селезёнка, почки, желудок, рёбра, ключица. Исполнение этого заказа главарь банды оценил дороже: каждый из убийц получил по 50 тысяч рублей, не считая ежемесячного вознаграждения в 5 тысяч. 

Осенью и зимой 2003 года жертвами Андреева становятся известные адвокаты Владимир Левинсон и Евгений Стремлин, услугами которых он в своё время пользовался. Так, адвокат юридической конторы «Защита бизнеса» Владимир Левинсон в 2000–2002 годах консультировал подконтрольные Андрееву предприятия и физических лиц из его близкого окружения. Разумеется, в интересах Сергея Викторовича. Но профессиональная деятельность юриста не устроила клиента, и он не только отказался от услуг адвоката, с которым сложились неприязненные отношения, но и замыслил его убить. Наёмники Новосельцев и Молчанов получили распоряжение использовать ножи, чтобы  инсценировать заказное преступление под банальное разбойное нападение. 21 октября 2003 года около 20 часов адвоката подкараулили во дворе его дома по улице Байкальской и зарезали. В отличие от первого, пробного убийства, поднаторевшие уже в «мокрых делах» бандиты на этот раз не прокололись и выполнили намеченный заказчиком план чётко. Владимир Левинсон скончался до приезда «скорой» возле своего подъезда от одиннадцати колото-резаных ранений, проникающих в грудную клетку, и девяти – в брюшную полость. Гонораром киллеров стала выплаченная на следующий день Андреевским привычная уже сумма – 100 тысяч рублей на двоих, как считает следствие. 

С адвокатом Евгением Стремлиным пути Сергея Андреева пересеклись ещё в 1998–1999 годах. Тогда по просьбе Сергея Викторовича адвокат оказывал неофициальные юридические услуги ЗАО «Трикотаж» по возвращению от СП «Альмина» комплекса зданий по улице Красного восстания, 20. Андреевский сам положил глаз на эти здания и желал приобрести их в собственность по договорённости с руководством ЗАО «Трикотаж». Однако сделать этого не смог. В том, что выгодное дело не задалось, Андреев считал виновным адвоката: в 2000–2003 годах «лакомый кусок» неоднократно переходил из рук в руки в связи с исками предприятий и организаций о возврате имущества к СП «Альмина», и Стремлин в многочисленных судебных процессах отстаивал позиции тех собственников, которые его нанимали. В результате его активной деятельности спорное имущество в ЗАО «Трикотаж» так и не вернулось, поэтому Андреев остался ни с чем. Для главаря банды это была достаточная причина, чтобы навсегда свести счёты с не уважившим его адвокатом. 

Умысел на убийство Евгения Стремлина, по мнению следствия, возник летом 2003 года. До декабря Новосельцев и Сиднев готовили преступление. Следствие считает, что именно Новосельцев изготовил в это время самодельное взрывное устройство типа мины-ловушки: вставил металлические банки из-под детской молочной смеси одна в другую, поместил внутрь ручную осколочную гранату Ф-1 и тротиловую шашку-детонатор, обмотал изделие снаружи скотчем. 

19 декабря 2003 около 18 часов Новосельцев и Молчанов, вооружённые пистолетом Макарова и револьвером наган, совершили убийство Стремлина, когда он отъехал на своём «Мерседесе» от офиса по улице Рабочей вместе с водителем и охранником. Как всегда, Новосельцев показал «лучший» результат: на его счету, по версии следствия, 9 выстрелов, тогда как Молчанов выпустил не более трёх пуль. Евгений Стремлин умер в поли-клинике № 2 по улице Ленина, куда был доставлен «скорой», от огне-

стрельных ранений головы, груди, конечностей и большой потери крови. Охранник и водитель выжили. Состояние одного было тяжёлым: пули пробили ему лёгкие и брюшную полость, попали в печень и  почки;  другой спутник Стремлина отделался лёгким вредом здоровью. За всех трёх жертв заказчик выплатил Новосельцеву и Молчанову 80 тысяч рублей. 

Задержали преступников летом 2005 года, когда оперативники пытались раскрыть налёт на Иркутскую государственную сельхозакадемию – одно из многочисленных преступлений параллельно действующей банды, возглавлял которую, по мнению следствия, Новосельцев. Так что потенциальным жертвам Андреева крупно повезло. При расследовании стали известны два уже намеченных к уничтожению «объекта», одним из них была известная предпринимательница Татьяна Казакова, с которой у Андреева с 1998 года периодически возникали конфликтные ситуации. Как выяснило следствие, Новосельцев, Молчанов и Сиднев с мая по июль 2005 года вели за ней наблюдение: выясняли маршрут и график её передвижений по Иркутску, адреса офисов и места проживания. Убийство было уже подготовлено, но в июле 2005 года Андреев вдруг изменил планы: дал Новосельцеву «отбой», сообщив, что привлёк к исполнению заказа  некоего снайпера. От своих киллеров он потребовал оказать профессионалу содействие – поделиться необходимыми сведениями. 

20 июля 2005 преступная деятельность обеих банд была пресечена. Следствие считает, что в собственную группировку Новосельцев, вошедший во вкус, «работая» под началом Андреева, привлёк знакомых, разделяющих его криминальные интересы. Так в его подчинении оказались Лылов, Гаязов, Васютинский, Лежнин, Москалёв и Мальцев, подтянувшие к выгодному «бизнесу» своих друзей Коловерова и Матчанова. Из криминальных подвигов банды Новосельцева, дей-

ствующей, по мнению следствия, с 2002 по 2005 год на территории Иркутской области и Бурятии, наибольший резонанс получило нападение на туристический автобус, следовавший по маршруту Иркутск – Маньчжурия (КНР). Преступники в форме сотрудников милиции остановили «ЛАЗ», убили двух водителей и пассажира, тяжело ранили одну из туристок и похитили деньги и драгоценности на сумму более миллиона рублей. Вменяют разбойникам также нападения на офисы «Иркутскпромстроя», «Восточно-Сибирской компании «Молоко» в Иркутске, ЗАО «Фаст – ойл» в Ангарске и хлебную базу 15 в Мегете; проходную «Сосновгео» в посёлке Усть-Куда, помещения дистанции сигнализации станции Иркутск-Сортировочный, ОГУП «Тепличное» в посёлке Искра и столовую «Иркутскгорэлектротранса»; конторы Восточно-Сибирского речного пароходства, Иркутского завода нерудных материалов и ЗАО «Усольские мясопродукты»; здания Иркутского психоневрологического диспансера, кафе «Темп» и станцию юных натуралистов в областном центре, оранжерею в Шелехове. В числе жертв банды номер два оказались известный адвокат Пустогородская с мужем, на которых напали в их собственной квартире в Рабочем, требуя выдать сбережения; сторожа бани «Кристалл» в Иркутске, жильцы дачного дома садоводства «Труд ветеранов» на 61 км Байкальского тракта, охранники ООО «Байкаллессинтез» на улице Новаторов областного центра и многие другие. Всех в одной статье просто не перечесть. И всюду бандиты угрожали потерпевшим оружием, причиняли тяжкий вред их здоровью, порой насиловали и убивали.  

Более трёх лет длилось предварительное расследование этого беспрецедентного уголовного дела, ещё четыре года шло судебное разбирательство. Государственный обвинитель потребовал для подсудимых большие, вплоть до пожизненного, сроки заключения. Сбудутся ли эти ожидания, станет известно уже в ближайшие дни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры