издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Станция даёт зелёный свет

К 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали

  • Автор: Вера ТАЮРСКАЯ

Лариса Садкова могла бы поступить в музыкальное училище, но судьба распорядилась иначе. Правда, в её роли выступила мама девушки, Раиса Николаевна, которая работала на железной дороге приёмосдатчицей и буквально за руку привела дочь поступать в Красноярский железнодорожный техникум. После десятого класса Ларису взяли сразу на второй курс.

Время подтвердило, что материнское чутьё не обмануло. Жизнь Ларисы Александровны Садковой сложилась счастливо, и как напоминание о ярком пережитом и незабываемом – многочисленный архив из фотографий и статей в центральной прессе Советского Союза. Ей посчастливилось работать на первой бамовской станции Лена-Восточная, откуда уходили поезда в направлении новых посёлков, выросших вдоль железной дороги. Многочисленные пассажиры коротали время в зале ожидания, и среди них встречались журналисты, писатели, фотографы: к строительству Байкало-Амурской магистрали было приковано внимание всей страны. И как было пройти мимо дежурного по станции Ларисы Садковой и не расспросить о рабочих буднях, не сфотографировать моменты отправки поездов. Журналы «Огонёк» и «Новое время», «Литературная газета» – со страниц изданий смотрит улыбающаяся красивая девушка.

Принято считать, что первая станция западного участка БАМа – Таюра, но это не совсем верно. Начиналась Байкало-Амурская магистраль в Усть-Куте, в тридцати километрах восточнее города к 1974 году уже существовала грузовая станция МПС, которая обслуживала в основном нефтебазу, ОИК-5 и мелкие предприятия, расположенные на Якуриме. Но вместе с началом строительства новой ветки железной дороги в четырёх километрах от неё и началось возведение новой железнодорожной станции Лена-Восточная, которая должна была взять на себя возросший в разы поток грузов, предназначенных для бамовских объектов и только нарождавшихся посёлков.

Лена-Восточная начиналась даже не с вагончика, как многое на БАМе, а с комнаты в бараке общежития, в которой одновременно размещались и начальник, и дежурный, и приёмосдатчики, словом, весь станционный персонал – от руководителя до стрелочника. 17 подъездных путей, автоблокировку, централизованную диспетчерскую в 1975 году ещё только предстояло построить, поэтому приходилось использовать древнюю электрожезловую систему. Лариса Садкова изучала её в техникуме, но и представить не могла, что столкнётся с ней на самой передовой комсомольской стройке. Родилась и выросла Лариса в Усть-Куте. После окончания Красноярского железнодорожного техникума работала на станции Селенга в Бурятии. Но, когда БАМ прогремел на всю страну, оставаться в стороне от такого события девушка никак не могла и вернулась в родной город. И снова вмешалась в жизнь Ларисы мама, исполняя роль Судьбы, сказала, что открывается новая станция – Лена-Восточная, и посоветовала обратиться в отдел кад­ров по адресу.

Трудовой стаж Ларисы Александ­ровны на Лене-Восточной составляет тридцать лет

Новое рабочее место сначала привело Ларису в замешательство: на станции Селенга всё было автоматизировано, а здесь – ничего. И только два пути: главный и тупиковый. Чтобы перевести вагон с одного на другой, нужно было немало потрудиться: стрелочник переводит стрелки, машинист маневрирует составом, а Ларисе приходилось взбираться на шпальную решётку и вручную дублировать сигналы обоим. 

– Работа была интересная, – вспоминает Лариса Александровна. – Было очень трудно, но и интересно, у нас никогда не возникало мысли жаловаться на неудобства. Здание вокзала строилось на моих глазах, а до того мы ютились в приспособленных помещениях. 

Во время строительства БАМа не только у Садковой были интересными жизнь и работа. К комсомольской стройке было приковано внимание всей страны, и месяца не проходило, чтобы строителей не почтили визитом знаменитые артисты, общественные деятели, космонавты, частыми гостями были и зарубежные представители.

– Однажды нас предупредили, что на Лену-Восточную приедет Дин Рид, – улыбаясь, рассказывает Лариса Александровна. – Мы собрались, даже те, кто был свободен от смены. Певец приехал, подарил нам свои фотографии. Мы, конечно, встретили гостя по всем правилам русского гостеприимства. У нас главным бухгалтером работала Людмила Викторовна Дацюк, и, когда певец вошёл к нам в кабинет, она поприветствовала его на чистом анг­лийском языке. Естественно, он растрогался, обнял её и расцеловал. Людмила Викторовна рассказала об этом мужу, который работал здесь же старшим дорожным мастером, а он ей с улыбкой: «С капиталистом обнималась? Домой вернёшься только через баню!».

Удивительные люди работали рядом с Ларисой Александровной. Запомнился ей Генрих Залесский, который приехал на БАМ из Белоруссии. Он окончил три курса медицинского института, но потом решил, что медицина не его призвание, и, приехав в Усть-Кут, устроился на работу в ОВЭ составителем поездов. Генрих был разносторонне талант­ливым человеком, поражала его феноменальная память: он мог перечислить последние три цифры десяти–двенадцати вагонов подряд. Кто работал на железной дороге, понимает, что при знании назначения вагона, этого достаточно, чтобы восстановить весь номер.

Иногда случались курьёзные истории. Однажды Садкова принимала по телетайпу номера вагонов поездов, которые должны были проследовать через станцию. Техника работала плохо, а времени было в обрез, и в сердцах оператор Нина Барцал стукнула по аппарату, словно в наказание за плохое поведение. И сразу получила сообщение на телетайпной ленте: «В чаще юга жил бы цитрус?». И на этот вопрос телетайп тут же сам себе и ответил: «Да, но фальшивый экземпляр!». Вот на такой технике приходилось работать.

– В бамовские времена в Усть-Куте работало несколько станций: главная – Лена, Портовая, Якурим, а потом и наша – Лена-Восточная. Основной удар – грузопоток – приходился, конечно же, на Лену, – вспоминает Лариса Александровна. – Тогда я чувствовала, но не знала, почему работники станции Лена относятся к нам с неприязнью. Было и такое. Потом поняла, что причина была в том самом северном коэффициенте: мы, как бамовцы, получали семьдесят процентов надбавки, а работники других станций всего сорок. Хотя везде люди работали в огромном напряжении. Только на нашей станции парк вагонов составлял девятьсот единиц. 

Ввод станции Лена-Восточная в постоянную эксплуатацию проходил буднично. Не было ни громких речей, ни трибун с именитыми гос­тями, ни оркестров. И после подписания акта ещё долго продолжалась наладка всех систем и станционного оборудования, но это никак не сказывалось на рабочем режиме: поезда уходили вовремя и в нужном направлении. БАМ ещё только строился, но уже и работал, доставлял грузы по назначению, разгружая зимники и авиацию. Отправляясь в рейс, машинисты тепловозов брали с собой бланки с жёлтой полосой по диагонали, заполненные рукой Ларисы Александровны Садковой, где обозначались трудные километры перегона между станциями Лена-Восточная и Таюра. На некоторых участках машинистам предписывалось сбрасывать скорость до пятнадцати, а иногда и до десяти километров в час. Причины – пробуксовка, резкая просадка пути. Об одной рабочей смене Садковой рассказал в своей книге «Северные поезда» иркутский писатель Сергей Иоффе. Несколько страниц, посвящённых первой станции, такой будничной, но теперь такой трогательной истории, когда писатель мог наблюдать за её работой в ожидании поезда до Звёздного. 

Трудовой стаж Ларисы Александ­ровны на Лене-Восточной составляет тридцать лет, и разделён он на три равных периода: десять лет она была дежурным по станции, десять лет – заместителем начальника по оперативной работе и ещё десять – её начальником. В Усть-Куте уже сложилась целая династия железнодорожников, к которой принадлежит и Лариса Александровна Садкова. Самая яркая страница в её жизни – это строительство Байкало-Амурской магистрали. За прошедшие сорок лет станция «Лена-Восточная» знала периоды и расцвета, и упадка, и нового подъёма. Бегут – теперь уже по Восточно-Сибирской железной дороге – поезда, и вряд ли пассажиры, глядя на промелькнувшее за окном вагона красное величественное здание, задумаются о том, какой статус оно имеет – первая железнодорожная станция Байкало-Амурской магистрали. Да это, наверное, и неважно. Главное другое: чтобы люди, причастные к тому трудовому подвигу, были здоровы и жили благополучно, а станция работала и снова и снова зажигала зелёный свет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры