издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Наташина мечта» – бритвой по сердцу

Иркутское театральное училище – совершенно особое учебное заведение в нашем городе. Лишь музыкальный и художественный колледжи могут соперничать с ним по особенностям учебного процесса и уникальности творческой атмосферы. Наш корреспондент отправился в гости к третьему курсу иркутской театралки. Уже сейчас о спектаклях этих ребят говорят много хороших слов, курс даже выезжал на небольшие гастроли по Иркутской области. На следующий год артистам отдадут учебную сцену и убедиться в талантливости курса смогут все те, кто пока не попал на спектакли.

«Белые вороны все здесь»

16 талантливых ребят и девушек – это третий курс Иркутского театрального училища. Руководитель – заслуженный артист России Николай Константинов, в прошлом актёр Иркутского драмтеатра. Своих воспитанников он оставил наедине с журналистом: «Пусть учатся давать интервью». 

– Ребята, профессия у вас очень зависимая, и не только от режиссёров и драматургов. В какой театр попадёте, будут ли давать роли, насколько интересными будут эти роли – никто ведь не обещает сразу звёзд с небес. Не страшно ли вам? 

Степан Дворянкин: 

– Это не страх, это просто боязнь неопределённости. Но я думаю, в любом другом учебном заведении человек себя чувствует точно так же. Никто не знает, каким будет начальник, в каком коллективе придётся работать. 

Катя Карманова: 

– Нам сразу говорили: «Будьте готовы к тому, что, возможно, вы никуда не попадёте». Так что все к этому подсознательно готовятся. Но годы, проведённые здесь, настолько яркие и интересные, что вполне компенсируют тот факт, что работа в театре не гарантирована. По крайней мере, сейчас кажется так. Здорово, что нам выпал шанс учиться именно здесь. 

Особенность «театралки» – каждый курс здесь очень дружный и сплочённый. Между ребятами нет соперничества, почти не бывает непонимания, крайне редки недоразумения. И уж конечно, такие явления, как травля, вытеснение сильными слабых, немыслимы для этих студентов. Как подчёркивают сами ребята, «белые вороны все здесь». Некоторым из них было некомфортно учиться в обычных школах – из-за непонимания окружающими, отчуждения, иногда насмешек и подколок. К сожалению, такие испытания характерны для творческих личностей – до тех пор, пока они не попадут в свою среду. 

Студенты проводят в училище практически целый день. Занятия начинаются в 9.30 утра. Официально заканчиваются в 18 часов, но, как шутят ребята, «неофициально нас выгоняют отсюда в 20.45, а то мы бы ещё дольше сидели или даже ночевали здесь».

Предметы самые разные – как общеобразовательные, например русский, математика, литература, так и специализированные – речь, сценическое движение, история театра, грим, вокал, танец, художественное слово. Французский язык – для учащихся на отделении «Актёр драматического театра», итальянский – для тех, кто выбрал специализацию «Артист музыкального театра». Студенты с гордостью говорят о том, что особенность иркутской театралки – обучение современному танцу, такой предмет есть далеко не во всех учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга. Насыщенный темпоритм, от которого, возможно, взвыли бы другие студенты, будущие артисты вполне тянут. Им не кажется, что где-то за стенами училища протекает иная жизнь, более яркая и интересная. Для них всё это настоящее и единственно возможное на данный момент бытие – с репетициями, обсуждениями, движением, выворачиванием себя наружу. Ни в одной другой профессии человек так не копается в себе, как в актёрстве. Это препарирование и тебя другими, и тебя самим собой. Поэтому ребята очень хорошо друг друга знают. 

Степан Дворянкин:

– Меня все поддержат, если я скажу, что к третьему-четвёртому курсу ребята-однокурсники знают тебя даже лучше, чем ты сам. Всё обучение в театральном училище сводится к тому, что ты открываешь себя. 

Артём Дубинин:

– Мы учимся познавать себя. Как хорошую добрую сторону, так и зверьков внутренних. За счёт того, что я нахожу в себе закрытые дверцы и открываю их, в училище невозможно что-то скрыть. Если ты будешь скрывать что-то от других, то проиграешь – потому что сам себя не раскроешь. 

Третий курс «театралки» очень музыкален. Здесь играют
на гитаре,
на фортепиано, на ударных,
на трубе,
на треугольнике, на баяне

Кирилл Ильин:

– Это та цель, которую все мы должны достигнуть в процессе обучения. 

Катя Карманова:

– На первом курсе для нас проводят определённые тренинги по актёрскому мастерству, нам дают специализированные упражнения, через которые мы как раз и раскрываемся, начинаем узнавать себя и своих партнёров. Поэтому мы очень хорошо друг друга знаем, любим и ценим. 

О художественном руководителе курса, Николае Константинове, ребята говорят с искренним уважением. По всему видно, что их отношения вполне сложились. 

Александра Николенко: 

– Когда необходимо, Николай Анатольевич говорит очень правильные и нужные вещи. Он может быть достаточно строгим, но в то же время знает, как тебя не обидеть. К каждому у него есть свой подход, он всех нас изучил и ко всем бережно относится. 

Люба Сытина:

– У него очень высокий авторитет. Ему не надо кричать – достаточно просто посмотреть на студента. Нам интересно с ним работать. 

«Очень страшно было соврать» 

За четыре года обучения студенты обычно ставят несколько спектаклей. Самой первой работой ребят был речевой спектакль «Стечение обстоятельств» по Вампилову, который вырос в самостоятельную студенческую работу. Две другие постановки – это военная программа и сказка, с ними ребята уже выезжали на небольшие гастроли по Иркутской области. «Бегал Петька по…» – это микс из произведений Сергея Михалкова, Даниила Хармса и Григория Остера. А военная программа включала в себя музыкальные композиции, песни 30–40-х годов. Интересной была комсомольская программа, и, как шутят ребята, теперь о ВЛКСМ они знают всё. Особенно радовались такой постановке мамы будущих актёров: «Да мы же эти песни пели в молодости». Ещё одна работа – «Продавец дождя» – была поставлена по пьесе Ричарда Нэша. Кстати, третий курс Иркутского театрального очень музыкален, это практически готовый оркестр: здесь играют на гитаре, на фортепиано, на ударных, на трубе, на треугольнике, на баяне. И владение музыкальными инструментами, хорошее пение позволяет насытить спектакли особыми интонациями, о чём свидетельствуют две других работы – «А зори здесь тихие» и «Наташина мечта». 

Удивительно, как это поколение, уже выросшее на Гарри Поттере и клиповой культуре, тонко прочувствовало «А зори здесь тихие» Бориса Васильева.

– Насколько вам было интересно играть такое произведение? От войны вас отделяет полвека, от людей воевавших – несколько поколений.

За три года обучения студенты поставили несколько спектаклей, последняя работа – по произведению современного автора Ярославы Пулинович «Наташина мечта»

Люба Сытина:

– Уже во время читки пьесы всем бросилось в глаза, насколько эти люди иначе думали, насколько иными у них были жизненные понятия и приоритеты, сколько в них было наивности, чистоты, нравственности. Мы живём совсем по-иному. Поэтому было страшно соврать, особенно когда мы играли спектакль перед теми, кто жил в том времени. Приходилось погружаться до мелочей, мы понимали, что «халтура» не пройдёт. Это спектакль, который мы делали целый год, и он дался нам кровью и потом. Пройдёт ещё один год, и мы ещё чему-нибудь научимся, я уверена. Спектакль будет и дальше развиваться, потому что это та работа, которую невозможно сделать с первого раза и играть по накатанной.

Катя Куликова:

– «А зори здесь тихие» каждый раз по-новому ощущаешь. Мы поём много русских народных песен, что поддерживает постановку. А песни эти тоже идут изнутри, потому что это же наши родные песни. Интересно, что мы иначе и друг к другу начали относиться, я каждую из девчонок чувствую уже по-другому, более тонко, что ли. Я жалею их, плачу вместе с ними, плачу из-за них в этой постановке. 

Главные роли в спектакле, конечно, играют девчонки. Роль Васкова исполняют два актёра (в спектакле два состава), также ребята проводят большую техническую работу за кулисами. Как они сами говорят: «Технические эффекты не должны быть смазаны. Если ты теряешь внимание, концентрацию, если вовремя забыл включить фонарь, например, то зритель этого и не заметит, но это может помешать артистам. Поэтому мы в этом спектакле – тыл, а девчонки – фронт». 

Ещё одна интересная постановка, работа над которой почти закончена, – «Наташина мечта» по пьесе молодого автора Ярославы Пулинович. Получился страшный, болезненный до спазма в горле спектакль. О девочке из детского дома, которая всего лишь мечтала о любви. Это моноспектакль, главную роль по очереди играют Люба Сытина и Катя Куликова, они блестяще справляются с ролью Наташи – час держат зрителя в нервном напряжении. Декорации минимальны, но эта простота подчёркивает трагизм и некую чернушно-обывательскую действительность нашей жизни. Бритвой по сердцу – такое он оставляет первое впечатление. 

Эти два спектакля обязательно нужно посмотреть, в первую очередь школьникам и молодым людям. Студенческие работы задают ориентиры, но при этом поставлены без занудства и назидательности. Наконец, спектакли просто интересны, в них пульсирует хорошая, живая энергия творчества – это то, чего так часто не хватает современным провинциальным постановкам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры