издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чистые лики

В Спасском храме Иркутска освящён новый иконостас

Конечно, нельзя сказать, что Спасская церковь целый год только и ждала этого события. Любой храм прежде всего живёт таинственной и вечной литургической жизнью. Но обычное, человеческое время и в храме измеряется историческими событиями. Так вот, в Спасской церкви на Пасху 2015 года произошло как раз такое историческое событие, которое наверняка будет занесено в хроники храма. Здесь был установлен и освящён новый иконостас в верхнем приделе.

Спасский храм имеет долгую историю. Это первое каменное здание Иркутска, самый первый храм города. Когда-то он был одним из сооружений острога и охранял маленький Иркутск, который рос за крепкой стеной. На протяжении веков иркутяне украшали и перестраивали храм, стараясь сделать его лучше. Конечно, за это время в Спасе было накоплено немало святынь, драгоценных во всех смыслах. 

По описи 1898 года в Спасской церкви числилось 477 богослужебных предметов и 355 богослужебных книг. Было здесь 266 больших и малых древних и новых икон. Большинство из них украшали драгоценные ризы. Самыми красивыми и богато украшенными были храмовая икона Спаса Нерукотворного Образа и икона Успения Божией Матери. Позже, в 1923 году, советские уполномоченные оценят их в 340 и 390 рублей. 

Обдирая святые иконы, советская власть не брала в расчёт историческую и художественную ценность окладов, красоту чаш и сосудов. Она оценивала драгметаллы на вес. Об изъятии церковных ценностей в Иркутске было объявлено 15 марта 1922 года, и Спасская церковь одной из первых подверглась разорению. Трижды приходила сюда комиссия по изъятию ценностей. 

Сначала храм был разграблен, потом и вовсе закрыт. Долгие годы он использовался под общежитие, под сапожные мастерские, под что-то ещё. Только чудом его удалось уберечь от разрушения. Лишь в 1960-х годах история сделала поворот и Спасский храм был отреставрирован, в нём разместился музей. В 2006 году Спас возвращён Иркутской епархии, здесь возобновились богослужения.

Мечта о новом иконостасе превратилась в реальность через 8 лет

Первый молебен в храме проходил среди белых, практически ничем не украшенных стен. Только на стендах, где раньше стояли музейные экспонаты, поставили несколько икон.  Позже появился первый иконостас, самый простой и дешёвый, из бумажных икон. Свежеиспечённый  настоятель Спасского храма иерей Александр Беломестных сооружал его своими руками вместе с более опытными помощниками. С тех самых пор у отца Александра и появилась мечта о новом иконостасе. 

Прошло восемь лет, прежде чем  мечта стало обретать очертания реальности. Летом 2014 года иконостас, достойный древнего храма, был найден и заказан в иконописной мастерской «Палехский иконостас». Есть предположение, что дореволюционный  иконостас храма тоже был сделан именно в Палехе. По договору монтаж должен был состояться летом нынешнего года, но вот пожалуйста, срок ещё не вышел, а Пасху встречали с новым иконостасом.

Пасха – это праздников праздник и торжество из торжеств. Огни церковных свечей весело подмигивают, дробятся и плавятся, отражаясь в сусальном золоте окладов. Красные покровы  и красные полотнища хоругвей в этот день особенно хорошо гармонируют с красным деревом иконостаса. Семиметровый иконостас уходит вверх, пространство храма раздвигается, и купол словно становится выше и светлее. Строгие чистые лики глядят с икон, и непонятно уже, есть ли в них какой-то сибирский или, наоборот, среднерусский колорит. Для молящихся это неважно. Зато важно, чего стоил храму этот иконостас.

– Все иконостасы у нас получаются разные, – говорит руководитель монтажной бригады из Палеха Михаил Исаков. – И в каждом из них мы стараемся передать неповторимый местный колорит. 

Создание иконостаса начинается с изучения истории храма, истории области, села или города, местных традиций и обычаев.  Например, в украшении иконостаса Спасского храма палехские мастера использовали крупную, рельефную резьбу растительного характера. Выглядит она так, словно это чистое литое золото. Собственно, такого эффекта и требовалось достичь. Мастера говорят, что объёмная растительная резьба характерна именно для Сибири. 

Сначала резьба появилась в эскизных проектах. На основе собранного исторического материала составляется серия эскизов будущего иконостаса. Это уже второй этап работы. При этом активно используются 3D-технологии, ком­пьютерная графика. Окончательный вариант макета должен выбрать заказчик. После этого начинается воплощение идеи в дереве и красках. Палехские мастерские берут заказы со всей страны. Например, последний иконостас увезли в прошлом году в посёлок Новобуреевск, что под Благовещенском. 

Иконы и резные украшения иконостаса сделаны из липы. Кстати, каждый лепесток вырезан вручную. Михаил Исаков говорит, что сделать такое на машине невозможно. Поэтому, если внимательно приглядеться, замечаешь: каждый завиток чуть-чуть отличается от другого. Рядом с золотом – вставки из лакированного красного дерева. Если сусальное золото российское, хотя и подорожавшее в два раза после кризиса, то красное дерево привозят  из далёкой Африки. 

– Красное дерево – материал очень твёрдый, работать с ним тяжело, – рассказывает Михаил Исаков. – При работе с липой ребята меняют ножи утром и вечером. Обрабатывая красное дерево, приходится менять нож четыре раза в день. 

Михаил Исаков говорит, что каждый завиток вырезан вручную

Однако столярная часть занимает не очень много времени. Дольше всего пишутся сами иконы. В семиметровом, пятиярусном иконостасе Спаса их много, очень много. Один человек пишет одежды, другой – руки, и третий – сами лики. Иначе нельзя, ведь у каждого мастера свой стиль, и лики, написанные разными иконописцами, всё равно будут отличаться. 

Когда иконы написаны и позолота высохла на всех завитушках, начинается контрольная сборка. На идеально ровной поверхности, которая называется стапель, по очереди  собирается каждый ярус иконостаса. Нужно на месте посмотреть, нет ли какого изъяна, и устранить его, пока не поздно. Лишь после этого иконы упаковываются и грузятся для сколь угодно далёкой транспортировки. 

– Собирать иконостас на месте уже легко, – говорит Михаил Исаков. – Тем более что сюда приехали те ребята, которые его делали. Но вообще-то мы даём гарантированный срок и несём ответственность за своё изделие. Это дерево – живой материал, он должен отстоять год. Через год мы вернёмся и проверим, что и как. После этого он будет стоять вечно.

Монтаж занял пять дней, после чего мастера уехали назад в Палех, далёкий посёлок, известный своей лаковой миниатюрой. В советское время там были огромные художественные мастерские, которые канули в небытие. Но художники остались и теперь составляют 90% населения посёлка. Люди они тихие, интеллигентные, нрав имеют мирный. Кто-то работает самостоятельно, кто-то приходит в иконописные мастерские «Палехский иконостас», где трудится всего около 120 человек. Это едва ли не самое крупное предприятие в посёлке. 

Теперь иконостас палехских мастеров будет стоять в Спасском храме. А в дальнейшем там же планируется заказать и второй иконостас для нижнего придела. Третьим этапом станет оформление всего храма в одном стиле, вплоть до росписи стен. Правда, пока это только мечты. Новый иконостас в храме стоит, но деньги  за него выплачены не все. Сумма нужна нешуточная, а взять её особо негде. Надежда только на меценатов да на бабушкины свечки. Особо стоит отметить, что никаких бюджетных вливаний в этом проекте не предусмотрено. 

«Затевая большое дело, мы, конечно, надеялись в основном на крупных меценатов, – говорит отец Александр Беломестных. –  Но потом разразился кризис, из-за которого многие избегают делать пожертвования. Честно говоря, мне тогда стало очень страшно. Но у Бога кризисов не бывает. Простые прихожане, от которых я и не ждал такой помощи, откликнулись дружно. Теперь основную ношу несут на себе совсем небогатые  люди.

Меня снова и снова поражают и восхищают бабушки, которые много лет ходят в наш храм. Я их прекрасно знаю, потому что не раз бывал у них дома, принимал исповедь и причащал, когда они болели. Поэтому я своими глазами видел, в какой бедности они живут. Но эти самые бабушки вдруг приносят по сто тысяч и более. Каким образом они умудряются накопить такие деньги, какие лишения терпят ради этого, нам остаётся только догадываться. Вот таких жертвователей посылает Господь своему храму».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры