издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нужны пансионаты и транспорт

Омбудсмен обратил внимание на проблемы людей, страдающих хронической почечной недостаточностью

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин просит депутатов Законодательного Собрания оказать помощь людям, страдающим хронической почечной недостаточностью (ХПН) в терминальной стадии. Его доклад был составлен на основе обращений таких больных и, по сути, стал социальным заказом. На сегодня людей с ХПН в области около 500 человек. Все они являются инвалидами первой группы и привязаны к аппарату «искусственная почка».

Сахарный диабет, осложнения после гриппа, хронические длительные заболевания почек, высокое давление – факторов, приводящих к полной утрате функций почек, немало. И свой диагноз «хроническая почечная недостаточность в терминальной стадии» люди принимают трудно, болезненно, на эмоциях. 30–40 лет назад большинство таких больных были просто обречены, но сегодня жизнь им продляет подключение к аппарату «искусственная почка». При этом зависимость от аппарата полная – процедура проходит 2-3 раза в неделю, пропуск одной чреват серьёзными осложнениями здоровья, а нескольких – приводит к интоксикации и мучительной смерти. Свой доклад Валерий Лукин написал как раз после встречи с такими людьми.

-– Я посетил диализные центры Иркутска и Ангарска, встретился с больными, с персоналом и сделал следующие выводы, – рассказал он. – Медицинское обслуживание непосредственно в центрах гемодиализа не вызывает жалоб. Но надо иметь в виду, что соблюдение конституционных прав на качественную медицинскую помощь не ограничивается обслуживанием людей только в лечебных учреждениях. Один из важных критериев качественной медпомощи – её доступность. 

Сегодня центры диализной помощи работают в Иркутске, Ангарске, Братске и посёлке Усть-Ордынский. А граждане, нуждающиеся в этой процедуре, имеют постоянную регистрацию в 30 муниципальных образованиях Иркутской области, в том числе и в таких отдалённых городах, как Киренск, Бодайбо. По данным омбудсмена, существуют  примеры суицидов: люди от безысходности сводили счёты с жизнью.

Основная существующая проблема – непредоставление жилья для таких больных из населённых пунктов, расположенных на значительном расстоянии от городов, где имеются диализные центры. В отдельных субъектах РФ специально для подобных пациентов построены пансионаты, в Иркутской области такой практики нет. И больные вынуждены снимать жильё, причём пенсия по инвалидности порой равна арендной стоимости квартиры. Строительство пансионатов в долгосрочной перспективе и компенсация за съёмное жильё сейчас – этого Валерий Лукин намерен добиваться у властей для иркутян с ХПН.

Вторая проблема – транспортная доступность диализных центров, точнее, её отсутствие для некоторых больных. Кто-то живёт в пригороде, кто-то не может передвигаться самостоятельно, дорога до жизненно важной процедуры (напомним, необходимой 2-3 раза в не­-

делю)  выходит дорогой – пересадки, такси. Инвалиды первой группы имеют право на льготный проезд, но такого транспорта в Иркутске не более 20%. И, например, в Иркутске от Центрального рынка до областной больницы в Юбилейном муниципальных маршрутов просто нет, транспорт только коммерческий, констатирует Лукин. Пригородный транспорт тоже не особо  развит, дорога с пересадками отнимает много времени и сил. 

Тенденция к увеличению пациентов на гемодиализе – это на самом деле не негатив, а появление возможностей получить такое лечение, считает и.о. заместителя председателя правительства Иркутской области Валентина Вобликова. «Ещё 6-7 лет назад большинство пациентов получали отказ в гемодиализе, потому что не было такой технической возможности, – прокомментировала. – Именно поэтому мы пошли на сотрудничество в рамках частно-государственного партнёрства, у нас были построены диализные центры совместно с «Согазом». В столице Приангарья работает два таких центра – рядом с областной больницей и в Иркутске-II, больные обслуживаются по полису ОМС. НИИ клинической медицины обслуживает три диализных центра – два в Иркутске и один в Ангарске. Коммерческие организации заинтересованы в сотрудничестве  с нами». 

Сейчас все пациенты, кому показана эта процедура, могут её получить, утверждает Вобликова. По её словам, есть серьёзный резерв и возможность проведения процедур в две смены, а не в три и четыре, как раньше. «Конечно, мы просматриваем в дальнейшем развитие этих центров, но пока это не очень реально, – отметила Валентина Вобликова. – Гемодиализ -– высокотехнологичная процедура, требующая серьёзного клинического сопровождения, она должна проводиться рядом с многопрофильной больницей. Сегодня больные с ХПН получают достойную терапию и живут долго, по 16–18 лет. Те условия, в которых сейчас проходит процедура, соответствуют требованиям, упрощать здесь ничего нельзя». 

– Транспортная доступность нами тоже изучена: на Братск идут северяне, на Усть-Орду – жители округа, – прокомментировала она. – Но жители Аларского района, например, при наличии центра в Усть-Орде, который максимально не заполнен, не хотят переезжать в районный центр, они требуют квартиры в Иркутске, но у нас такой воз­можности нет, социального жилья по-прежнему мало. По Тайшету и Саянску рассматриваем строительство центров на перспективу, пока больных из этих городов обслуживает Ангарск. В дальнейшем мы, конечно, должны просчитать вариант строительства пансионатов для больных с хронической почечной недостаточностью из отдалённых территорий. 

По словам Влентины Вобликовой, сегодня региональное правительство рассматривает возможность материальной компенсации тем диализным больным, которые нуждаются в компенсации расходов на транспорт. Сегодня ведётся речь о выделении 1400 рублей в месяц для таких людей как меры социальной поддержки. «Надеемся, что согласование этого постановления с правительством пройдёт быстро», – заявила Вобликова. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры