издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Темнота – враг молодёжи

«Комендантский час» перешёл на зимнее время

Рейды по выявлению несовершеннолетних на улицах Иркутска проходят круглый год. Но их количество резко увеличивается в начале нового учебного года и с начала октября. С 1 октября «комендантский час» перевели на час назад. Согласно закону Иркутской области «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие» от 5 марта 2010 года, дети (как уточняет закон – лица, не достигшие восемнадцати лет) не могут находиться на улице без сопровождения родителей летом с 23.00, а в с 1 октября – с 22.00 до шести утра. «Иркутский репортёр» отправился в рейд по Октябрьскому району, чтобы убедиться: этот закон действительно соблюдается.

Есть подростки гуляющие, а есть поздно возвращающиеся

День становится всё короче – в десять вечера на улицах уже лежат плотные сумерки, местами в разрывах тусклого света фонарей. В отделе полиции № 9, расположенном в микрорайоне Солнечный, этот вечер четверга начинается буднично. Сотрудники отдела по делам несовершеннолетних ждут журналистов, чтобы отправиться в рейд, уже начали прибывать экипажи ППС с первой добычей – на пороге отдела полиции, вяло перебирая ногами, лежит совершенно пьяный гражданин, а патрульный его заботливо уговаривает: «Ну, вставай, несколько шагов осталось – и отоспишься в отделении».

Собрав прессу кучкой, старший инспектор ОДН ОП-9 Татьяна Безрукова рассаживает её в микроавтобусе и даёт сигнал водителю – поехали. Машина выезжает на Байкальскую, и Татьяна Витальевна объясняет: самое пристальное внимание оказывается остановочным пунктам, именно там подростки собираются чаще всего. На втором месте по «посещаемости» – детские площадки во дворах и детских садах.   

– Подъезды и подвалы сейчас закрываются, просто так в них не попадёшь, – объясняет она. – Поэтому сначала едем проверять остановки – Байкальский, Лисиха, Цимлянская. Дальше – территория ОП-7, поэтому свернём в сторону ИВВАИУ и проверим Копай.

С 1 по 28 сентября рейды проводились еженощно. В октябре – не менее трёх раз в неделю. В основном задерживают неблагополучных детей. Есть такие, кто попадается постоянно. За вечер могут задержать до пяти человек. Если компания –  больше. Чаще других дней недели несовершеннолетние попадаются инспекторам в пятницу: «Завтра выходной, в школу не надо, можно погулять подольше», – думают подростки. 

– Вы же понимаете, пятница – это время ночных клубов. У нас на территории ОП-9 таких клубов нет, но наши детишки в основном уезжают в «Чердак» и в «Дикую лошадь», ближайшие клубы через плотину ГЭС. Вход в клубы им запрещён, но вы сами знаете: дети сейчас акселераты, и не у всех спрашивают паспорт.

– А вам не кажется, что «комендантский час» наступает рано? Ну, что может случиться с подростком? 

– Они все идут с телефонами, с карманными деньгами, то есть являются потенциальной добычей преступников. 

По информации пресс-службы ГУ МВД по Иркутской области, несовершеннолетним определены места, запрещённые для посещения в ночное время. Это все общественные места – улицы, стадионы, парки, скверы, транспортные средства общего пользования, автомобильные дороги и железнодорожные пути в границах населённых пунктов, автовокзалы, железнодорожные, речные вокзалы, аэропорты, остановочные пункты, интернет-клубы, строительные площадки, крыши, чердаки, подвалы, объекты торговли и общественного питания, развлечений, досуга.

Детей в «обезьянник» не сажают

В этот момент водитель, не принимающий участия в разговоре и потому более наблюдательный, обращает внимание инспектора ОДН на две хилые тени, бредущие от улицы во двор. Машина быстро их нагоняет, и Татьяна Витальевна неодобрительно отмечает:

– О, ещё и с пивом… 

Парни поворачиваются на свет фар, но никакого испуга не выказывают. Предъявляют паспорта и объясняют, что пробили колесо у машины, ходят, ищут добрых людей, которые одолжат им ключ-«балонник». 

– У вас «балонника» нет? Ну, мы пойдём, – и они неспешно удаляются во дворы…

Средний возраст ночных гуляк – 15–17 лет, но встречаются и более «мелкие».

– Часто бывает, что родители не забрали своих детей с тренировки и они возвращаются одни после наступления «комендантского часа». Могут в позднее время возвращаться от репетитора. То есть бывают неблагополучные подростки старшего школьного возраста, которые за день не нагулялись, и есть вполне благополучные дети, которых просто не встретили недобросовестные родители, – эти могут быть и младшего школьного возраста, – объясняет Татьяна Витальевна. – Ребёнок в таком случае нами доставляется по месту жительства, на родителей составляется протокол.

– То есть ребёнка не увозят в отдел полиции и не сажают в «обезьянник»?

– Себя послушайте – что вы такое говорите! Ребёнок довозится до дома, мы вызываем родителей, они тут же в машине пишут объяснение и подписывают обязательство на следующий день явиться в районную администрацию, где составляется протокол и выносится решение о сумме штрафа – от трёхсот до пятисот рублей. Решение выносится в зависимости от того, первый раз попался ребёнок или попадается постоянно, состоит ли на учёте в ПДН. Может оказать влияние и то, обеспеченные родители или малоимущие. 

– И как на это реагируют родители? Не возмущаются?

– Нет, относятся с пониманием, признают свою вину – закон все знают. Бывает, что удивляются, возмущаются, говорят, что не знали о «комендантском часе». Но всем же известно, что незнание закона не освобождает от ответственности. 

– А если несовершеннолетний идёт со своим совершеннолетним другом, то это считается правонарушением?

– Да, считается, у него же нет доверенности на ребёнка. Только родители имеют право сопровождать в такой ситуации.

– А если старший брат? – настырничают корреспонденты.

– Всё равно нет! – отрезает инспектор Безрукова.

– Девочки, наверное, меньше гуляют по ночам? Зачем им вообще так поздно гулять?

– Девочек действительно единицы, а убегают они вслед за мальчиками, – легко раскрывает эту незамысловатую загадку Татьяна Витальевна. – Дружат, общаются, собираются у кого-то. Самый простой пример – были на дне рождения, засиделись, поздно расходятся, попадают к нам. Или вот общежитие авиационного техникума. Могут поздно бегать за хлебом, купить продуктов…

– То есть бедный голодный студент выскочил на пару минут за хлебом, и тут вы его – цап! Не жалко? – давит на жалость «Иркутский репортёр», но инспектор ОДН неумолима: 

– Закон един для всех!

– А если он на спортивной площадке во дворе играет или тренируется? А если собаку выгуливает? А если в подъезд покурить вышел? – ищут лазейки в законе журналисты, но Татьяна Витальевна непреклонно обрубает все варианты:

– Только если рядом с мамой! Во всех остальных случаях это будет являться нарушением закона.   

«Мы свои конституционные права знаем!»

Как пояснили в пресс-службе ГУ МВД по Иркутской области, в случае обнаружения ребёнка в ночное время без сопровождения законных представителей полиция устанавливает его личность, адрес проживания, телефон, сведения о родителях. В случае невозможности выяснить местонахождение родителей (или лиц, их заменяющих) несовершеннолетнего направляют в специализированное учреждение. Родители подлежат привлечению к административной ответственности. Законом предусмотрены следующие штрафы: на законных представителей – от 300 до 500 рублей, на предпринимателей – от 10 до 50 тысяч рублей. Мера воздействия «предупреждение» по отношению к правонарушителям исключена.

– А как часто случается, что во время «комендантского часа» подросток совершает преступление?

– В этом году такого не было ни разу – ни подростки не совершали преступления, ни по отношению к ним не было совершено преступлений. Имеется в виду именно время «комендантского часа». Днём – да, бывало. Это мелкие кражи, могут отобрать деньги, мобильник, случаются драки… Но ночью у нас на территории спокойно.

Инспектора ПДН отмечают, что за несколько лет действия закона о «комендантском часе» детей, его нарушающих, стало гораздо меньше. Заслугу в этом они видят во многом свою, и не в связи с постоянно проводящимися рейдами, а по причине постоянной профилактической работы в школах. В основном попадаются безнадзорные – те, за кем плохо смотрят родители. Количество подростков в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на улицах также сокращается.  

–  А почему у вас нет силовой поддержки? Сами говорите, что сейчас дети – акселераты, а если ещё и пьяные, начнут скандалить?

– В случае оказания сопротивления приедет наряд полиции из отдела. Некоторые убегают, но нечасто. 

– А как вы возраст определяете? На глаз? Бывает, что останавливаете человека, а ему 25?

– Да, такое происходит постоянно. Мужчины обычно остаются спокойны, а девушки улыбаются – приятно, что их приняли за несовершеннолетних. Значит, не выглядят на свой возраст.

Словно подтверждая эти слова, на пешеходном переходе у остановки «Лисиха» мелькают миниатюрные силуэты двух девочек. Всех в тёплом салоне машины охватывает охотничий азарт – машина не может остановиться прямо здесь, нужно заехать на остановку, а за это время девушки куда-то скрываются. Начинается преследование – от остановки им деваться некуда, кроме как во двор или в супермаркет. Но на слякоти лужайки, ведущей во двор, нет следов ног. Облава гурьбой вваливается в магазин и находит двух девушек, горячо обсуждающих выбор йогурта, у прилавка. 

Татьяна Витальевна приступает к опросу, и выясняется, что девушки совершеннолетние, учатся в институте прокуратуры, снимают на Лисихе квартиру, а выскочили так поздно за покупками, потому что поздно кончились занятия. Когда фотокорреспондент наводит на девушек объектив, одна из них с отчаянной храбростью пищит:

– Вы не имеете права нас снимать, мы не дали на это своего согласия! Мы знаем наши конституционные права!

Паспортов у них при себе нет, но инспектор Безрукова быстро их «пробивает по базе» – звонит в отдел полиции и запрашивает данные. Ответ подтверждает, что девушки совершеннолетние, студентки, зарегистрированы одна в Алтайском, другая в Красноярском крае, здесь находятся на обучении. 

– А если попадаются несовершеннолетние студенты, приезжие, то как сообщить их родителям?

– На время учёбы законными представителями таких студентов становятся воспитатели их учебного заведения, социальные педагоги. Мы доставляем их в общежитие. 

В 2015 году сотрудниками полиции совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, представителями общественности, органов образования, органов опеки и попечительства проведено 2,5 тысячи рейдов в вечернее и ночное время по выявлению нарушений «комендантского часа». В ходе проверок выявлено более 3000 юных нарушителей, родители которых привлечены к административной ответственности.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры