издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дело нечисто

Житель Черемховского района не может доказать, что соседи отняли часть его участка

Земельный конфликт между двумя соседями в тихом посёлке Михайловка, это в Черемховском районе, грозит вылиться в локальную коммунальную катастрофу. Причём вылиться в буквальном смысле слова. С первыми тёплыми днями из выгребной ямы Александра Сучкова нечистоты хлынут в огороды и погреба односельчан. Сам Александр и рад бы избавиться от ненужного груза, да машины коммунальных служб в нынешнем году не смогут заехать в его узкий двор. А узким двор стал после того, как соседи «подвинули» свой забор на пару метров, расширив участок за счёт двора Александра. И в суд он обращался, но не смог доказать, что соседи захватили его двор. Так что не сможет нынче Александр откачать выгребную яму. Но если разлив нечистот случится, отвечать будет он. Поскольку владелец. Чтобы разобраться, как получилось, что один Александр оказался виноват во всех проблемах, потребовалось провести маленькое расследование.

По словам Александра, о том, что соседи оформили в собственность часть его участка, он узнал спустя два года после приватизации, весной 2015 года. В один из тёплых майских дней к нему во двор пришли несколько крепких мужчин во главе с участковым – ломать забор и спиливать металлические ворота. Тогда же страж закона объяснил сельскому жителю, что теперь его двор станет меньше по площади, показал документы. «Конечно, для нас это было шоком. Я в этом дворе живу с детства, больше 30 лет. И вдруг узнаём – какие-то люди пришли ломать забор, – чуть заикаясь, рассказывает хозяин двора. – Семья у нас – я, мама, жена и трое маленьких детей. Что мы могли сделать против этой толпы? Да ещё милиционер был с ними, чтобы не возмущались. Так мы и стояли молча, смотрели, как ломали забор, выдалбливали асфальт под новые столбы».

Единственное, что оставалось семейству Сучковых, – снимать происходящее на видео. Александр передал в редакцию диск с записями. На них отчётливо видно, как бригада мастеров сначала электроинструментом срезает массивные железные ворота, потом рабочие рулеткой отмеряют новые границы. Работают аккуратно, слаженно. Прежде чем вкопать разделительный столб, на видео к воротам подходит женщина, скорее всего, Татьяна Ревенко, хозяйка смежного участка, и распоряжается из двух метров дополнительной площади, так уж и быть, оставить двадцать сантиметров Сучковым. 

Мы связались с Татьяной Ревенко и попросили объяснить, почему именно таким образом они решили поделить территорию. «У нас всё оформлено по закону. Ничего противозаконного мы не делали. Ничего никто у Сучковых не забирал. Все бумаги у нас на руках, – Татьяна заметно волнуется, голос её дрожит. – Если хотите что-то узнать, обратитесь в БТИ. У Александра дети, и у меня двое детей, один ребёнок у меня инвалид».

По словам Татьяны, так, по справедливости, они решили поделить пространство между двумя верандами. «Мы просто разделили поровну: ему метр семьдесят, и нам метр семьдесят. Так что сейчас мы в равном положении. Проезд в наш двор такой же ширины, что и во двор Сучковых. А до этого у нас было от веранды до забора меньше метра».

Сучковы с таким пониманием справедливости не согласны. «Под каждым домом есть свой участок, его и должны поделить собственники квартир. Поэтому жильцы дома № 5 не могут вторгаться на территорию 4-го дома. Тем более что земли под 5-м домом более чем достаточно. Есть даже один человек, который не проживает в доме № 5, но пользуется участком рядом с этим домом как огородом. Нам непонятно, почему Ревенко решили расширить свой участок за счёт площади соседнего дома», – недоумевает Тать­яна Низовец.

Лукавство такого подхода, по словам Татьяны, ещё и в том, что по проекту у семьи Ревенко предусмотрен подъезд к участку со стороны хозяйственного двора, а у Сучковых такого подъезда нет. Теперь получается, что у Ревенко появилось два подъезда. Прямо как в той сказке – про избушку лубяную и ледяную.

Татьяна Ревенко не пожелала ответить на все вопросы, которые ей задал корреспондент газеты. Сказав, что документы у неё в порядке, повесила трубку. Поэтому об истоках конфликта просим рассказать Александра Сучкова. По его словам, 13 лет назад Ревенко переехали в Михайловку из Казахстана. Сначала соседи жили дружно. Отношения были настолько близкие, что, когда Ревенко уезжали на месяц в отпуск, Сучковы оставались у них «на хозяйстве»: присматривали за домом, кормили животных. Дружба закончилась после того, как Ревенко построили баню. Угол строения «заступил» на территорию Сучковых. Потом вдоль этого выступающего угла и был сформирован участок для приватизации. 

В 2013 году Ревенко зарегистрировали участок и только в 2015-м решились перенести забор. Мы узнали, почему Сучковы медлили с оформлением. Как рассказал Александр, в 2010 году они с мамой, Октябриной Николаевной, приватизировали квартиру. Оформить в собственность землю одновременно с жильём не разрешили в местной администрации. Чиновники сослались на то, что сначала нужно как минимум пять лет арендовать землю. В 2011 году Сучковы заключили с администрацией муниципалитета договор аренды. Срок очередного договора, который заключается на 11 месяцев, истекает 23 марта нынешнего года. 

Видимо, соседи оказались более расторопными людьми. Или удачливыми. Им разрешили сразу приватизировать землю. Кроме того, несмотря на то, что домовладения существуют около 35 лет, участок им удалось оформить как вновь образованный. При таком способе готовятся землеустроительные документы, которые проходят утверждение в местной администрации. Согласования с соседями при формировании нового участка не требуется. Поэтому и получилось «отрезать» часть участка Сучковых. Если бы процедура оформления проходила как уточнение существующих границ, очевидно, что согласия Сучковых предприимчивым соседям было не видать. 

Не получив поддержки ни в местной администрации, ни в полиции, ни в прокуратуре, Сучковы отправились доказывать, что соседи отняли их кусок земли, в суд. Но и районная Фемида оказалась не на стороне истцов. В качестве доказательства Сучковы представили план участка с точной разметкой вплоть до десятков сантиметров, утверждённый комиссией ДУ-8. В ведении этого подразделения Восточно-Сибирской железной дороги до середины 1990-х годов находились дома героев публикации. Однако суд посчитал это доказательство недостаточным для того, чтобы вернуть прежнее разделение участков.

«Дома были ведомственными. Потом они были переданы муниципалитету, но никаких документов, планов мы от местных властей добиться не можем. В администрации отказываются выдать документы, хотя есть договор аренды, в нём обязательно должна быть прописана конфигурация, площадь участка. Иначе как вычислить стоимость аренды? В суде мы заявили ходатайства – запросить у администрации необходимые документы. Но реакции на это не последовало. Даже в судебном решении ни слова не сказано, что мы заявляли какие-либо ходатайства. 

Уже после решения какие-то документы удалось найти в архивах железной дороги. Суд не принял план, подписанный специалистами ДУ-8, сославшись на то, что полномочия по формированию земельных участков возлагались на комитеты земельных ресурсов. Но поскольку дома ведомственные, то формированием участков под ними занимались подразделения железной дороги. Мне удалось ра­зыскать приказы, в которых говорится об этом», – рассказывает Татьяна. Новые доказательства Сучковы готовы представить в областной суд, в который они направили апелляционную жалобу.

Похоже, сейчас вопрос передела земельного участка может быть решён только в суде. Мы обратились в администрацию Черемховского района, к главе посёлка Михайловка, в районную прокуратуру: везде советовали обращаться в суд. И если суд решит утвердить решение первой инстанции, двор Александра Сучкова останется на полсотки меньше. Видимо, откачивать вы­гребную яму ему придётся нынче с вертолёта. 

Самому Александру, как и его соседям, совсем не до шуток. «Весной обычно мы выкачиваем ямы. Я-то закажу машину, а через его ограду теперь коммунальщики не проедут. Яма у него полная. Эти нечистоты сначала потекут к нему в ограду, потом к соседям. Даже не знаю, что и посоветовать ему в этой ситуации», – размышляет сосед Анатолий Орлов, он живёт в одном доме с Сучковыми около 30 лет.

Александр тоже не видит выхода из тупика. «В доме у меня трое детей: 11, 6 и 3 лет. Сами понимаете, я не могу попросить их меньше пользоваться туалетом, так же как и отправлять на улицу», – говорит мужчина.

С просьбой помочь разрешить проблему мы обратились в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области. Там ответили, что с 2011 года в числе других полномочия по контролю за содержанием выгребных ям были переданы муниципалитетам. Теперь этот вопрос не входит в компетенцию федерального ведомства. В администрации Черемховского района пояснили, что за содержание выгребных ям отвечает глава поселения. Но и глава посёлка Михайловка Михаил Гулин не взял на себя ответственность. «Если Сучков кого-то затопит, отвечать будет лично он. Он владелец земли, – объясняет глава поселения, – мы только можем разъяснить соседям их права и обязанности. Если мирным путём решить не получится, посоветуем пойти в суд». 

Вот и получается: по закону все правы. Если кто и виноват, так это сам Александр. Ему отвечать, если разольётся выгребная яма. Соседи пришли к нему во двор, по-хозяйски подвинули его забор. При этом он даже доказать в суде не может, что это была его земля. Земля, которая принадлежала ему на праве аренды. Ещё одна загадка – договор аренды есть, зафиксирована стоимость пользования землёй. Но в администрации поселения отсутствуют документы, какой именно участок муниципалитет сдал в аренду, его координаты, расположение. Если участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учёт, никто не может дать гарантию, что его завтра и вовсе не отберут, целиком или частично.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры