издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сиротская улица

Практика строительства отдельных жилых домов для детей-сирот стала популярной в последнее время. В некоторых городах и посёлках появляются целые улицы такого жилья, к которым быстро приклеивается название «сиротские». Как правило, здесь не увидишь людей зрелого возраста, бабушек и дедушек, гуляющих с внуками, здесь неспокойно. Известно, например, о случае, когда рядом с одним из таких домов несколько месяцев дежурил постоянный отряд ППС. Чем может обернуться практика заселения целых микрорайонов выпускниками казённых учреждений, не всегда готовых к самостоятельной жизни, общественники и социологи предупреждают представителей власти давно. «Иркутский репортёр» побывал в одном из таких домов и узнал, как живут его обитатели.

«Живём по понятиям детского дома»

Двор между домами № 16 и № 17 на улице Известковой в городе Шелехове на первый взгляд ничем не отличается от других. Когда в пятницу в два часа дня «Иркутский репортёр» приехал на Известковую, во дворе гуляли молодые женщины и мужчины с колясками, рядом бегали двух-трёхлетние дети. Все они весело общались между собой и живо что-то обсуждали. Правда, среди них не было ни людей среднего возраста, ни пенсионеров. Два трёхэтажных дома на семьдесят квартир были построены и сданы детям-сиротам из разных уголков области по договору социального найма в конце прошлого года. Рядом достраивается ещё два однотипных жилых дома, в которые тоже заселятся выпускники детских домов. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Ирина Синцова на заседании фракции партии «Единая Россия» назвала Известковую «улицей сирот».

Областной закон, по которому сироты получают жильё, действует с 2013 года. Для этого формируется специализированный жилищный фонд, где собственником квартир, которые нельзя приватизировать в течение пяти лет, является регион. Всё это время выпускники детских домов живут в полученных квартирах, но не могут ни продать, ни сдать их. Кроме того, нередко сирот заселяют не в обычные жилые дома, где часть квартир принадлежит купившим их гражданам. В основном для выпускников воспитательных учреждений строят отдельные дома, где проживают лишь сироты со своими семьями.

Министр имущественных отношений Владислав Сухорученко рассказал, что он получал жалобу от главы Усолья-Сибирского, где для детей-сирот были введены в строй три дома, возле  которых пришлось на несколько месяцев выставить постоянный отряд ППС, пишет агентство «Байкал Инфо». По словам министра, это произошло потому, что, живя вместе, в недавнем прошлом выпускники казённых учреждений переносят поведение, сложившееся у них в детских домах, во взрослую жизнь.

– Несправедливо селить всех детдомовских выпускников в одно место. Когда мы заселились сюда, казалось, что мы попали обратно в дом ребёнка. Мы живём как в инкубаторе, – говорит Пётр, житель одного из домов на улице Известковой. – Сначала у нас были разногласия. Потом мы нашли общий язык и всё утихомирилось. Мы живём здесь по понятиям детского дома, и у нас во всём порядок.

Как и другие обитатели «улицы сирот», Пётр со своей семьёй заселился в однокомнатную квартиру в доме № 16 год назад. Его жена, простояв в очереди, получила здесь жильё в 31 год.

– Сам я вырос в Братском районе. Чтобы получить жильё в Иркутске или недалеко от него, нужно собирать документы. В нашей семье я работаю один, кормлю двоих детей. Некогда заниматься бумагами, – поделился Пётр.

Большинство жителей домов 

Чтобы порадовать детей, мужчины построили за домом снежную горку,
а скоро собираются установить во дворе ёлку. Если управляющая компания даст добро, во дворе появится настоящая деревянная горка

№ 16 и № 17 – семейные люди, воспитывающие маленьких детей. Как правило, в семьях у них работают мужчины, а женщины ведут домашние дела и занимаются детьми. Гулять с малышами молодые родители ходят 2-3 раза в день. Так повелось, что во время прогулок жители соседних домов не делятся на обособленные группки, а проводят время вместе, говорят о своих радостях и нуждах, обсуждают проблемы. Одна из женщин рассказала, что не бывает и дня, чтобы семьи не ходили друг к другу в гости на чай с печеньем.

Грибок и другие неприятности

Когда корреспонденты «Иркутского репортёра» оказались на Известковой, жители встречали их все вместе. Первым делом поинтересовались, не от губернатора ли явились журналисты. Выяснилось, что с качеством жилья у владельцев квартир много проблем. Ходят слухи, что со дня на день на «улицу сирот» приедет глава области, поэтому, заметив во дворе незнакомый автомобиль, жильцы надеются, что их посетил губернатор. Они хотят поделиться своими переживаниями и надеются на помощь.

– Мы заехали в этот дом зимой. И уже тогда не могли открывать окна и двери, потому что везде был грибок. Я пригласил застройщика, чтобы тот посмотрел потолок. Оказалось, что потолок сгнил из-за грибка, – вспоминает Пётр. – Застройщик посоветовал устанавливать новый, но за свой счёт, хотя дом на гарантии в течение пяти лет.

Помимо грибка в домах, построенных год назад, есть и другие неприятности.

– Стены здесь очень тонкие, шумоизоляции нет, поэтому мы все как на ладони. Вода из-под крана течёт еле-еле, кроме того, она ржавая. Первое время мы мыли ребёнка в марганцовке или кипячёной воде, потому что боялись, что ржавая вода навредит его здоровью, – рассказывает Яна. Несмотря на то что родилась и выросла она в Усть-Кутском районе, жильё получила в Шелехове.

Главное, что затрудняет жизнь новосёлов, – сырость в подвалах. Молодые люди показали нам затопленные подвалы, из-за которых в квартирах заводится мошкара и даже в декабре летают комары.

Однако представитель управляющей компании «Мой дом», ответственной за дома № 16 и № 17 на Известковой, утверждает, что подвалы топит по вине жильцов. По его словам, они выбрасывают в унитаз крупногабаритный мусор, хотя повсюду развешаны объявления, что этого делать нельзя. 

Застройщик Алек Григорян заявляет, что жильцы не обращаются к нему с просьбой решить возникающие недоразумения. «Никто не убегает от своих слов. Если мы обещаем, мы всё делаем. Пусть жители Известковой идут к нам – мы им поможем», – уверяет Григорян.

Общий дом – общее дело

Застройщик Алек Григорян заявляет, что жильцы не обращаются к нему
с просьбой решить возникающие недоразумения

То, что в силах обитателей новостроек на улице Известковой, они делают сами. В подъездах чистота – молодые женщины считают, что одного раза в неделю, когда уборщица приходит в дом, недостаточно, и моют лестницы самостоятельно. Недавно талантливые жильцы начали украшать подъезды к Новому году. Рождественские олени, нарядные ёлки, Дед Мороз со Снегурочкой – это далеко не вся новогодняя атрибутика, нарисованная на стенах. Чтобы порадовать детей, мужчины построили за домом снежную горку, а скоро собираются установить во дворе ёлку. Если управляющая компания даст добро, во дворе появится настоящая деревянная горка.

Сейчас инициативная группа ведёт переговоры с управляющей компанией и городскими властями. Люди просят организовать к лету для жителей четырёх домов волейбольную площадку для взрослых и два теннисных корта для детей.

Обустройство быта и стремление к порядку обитателей Известковой улицы, казалось бы, опровергают стереотипы о шумных, небезопасных и конфликтных сиротских улицах. Но дружеские отношения между соседями сложились не сразу. Одна из жительниц рассказала, что первое время после заселения случались и скандалы, и драки, и кражи. Но потом активная и неравнодушная женщина решила попробовать всех помирить и найти жильцам общие занятия.

Среди жильцов домов по Известковой не встретишь пенсионеров. Это дети и молодые люди

Лизавета, мать троих детей, переехала из Осинского района в Шелехов вслед за мужем, которому там дали квартиру.

– Район здесь неплохой. Рядом школа, поликлиника и кинотеатр. Когда нам выдавали квартиру, я была беременна третьим ребёнком. Выходя весной на улицу, я видела, что ребятам было нечем заняться, – рассказывает Лизавета. – Я выросла в деревне, была приучена к труду, и мне захотелось вовлечь соседей в какое-то общее дело. Я предложила сделать палисадник, обустроить клумбы. Жители мою инициативу поддержали. Парни, у которых есть машины, находили и привозили покрышки, из которых мы сделали клумбы, а девочки их покрасили.

С тех пор все вопросы жители улицы решают сообща. Лизавета в коллективе играет роль старшей – напоминает, когда оплачивать ЖКХ, собирает деньги на благоустройство двора. Дома № 16 и № 17 Ирина Синцова называет образцовыми. Но такой порядок и ответственность в сиротских домах скорее исключение, чем правило.

«Отголоски системы»

«Район здесь неплохой. Рядом школа, поликлиника и кинотеатр», –
рассказывает Лизавета

Второй год в Иркутске существует проект «Наставник», который организует благотворительный фонд «Дети Байкала». Волонтёры от 24 лет минимум на год становятся старшим другом для подростков из детского дома. Каждый волонтёр видится со своим подопечным раз в неделю, постоянно находится на связи, помогает выбрать профессию и адаптироваться в новой среде после выпуска из детского дома. Директор благотворительного фонда «Дети Байкала», лидер проекта «Наставник» Гульнара Гарифулина так сдружилась с девочкой, которую она курировала, что теперь оформляет над ней опеку. Гульнаре хорошо известно, с какими трудностями сталкиваются ребята, выходя из стен казённых учреждений, и как на них влияет среда, в которой они начинают самостоятельную жизнь.

– Мне кажется, что селить детей-сирот после выпуска из социального учреждения в отдельные дома не очень эффективно, потому что они живут в закрытой среде. Очень важно, чтобы ребята как можно быстрее попадали в обычные условия, – считает Гульнара. – В рамках проекта «Наставник» мы помогаем адаптироваться сиротам, которые выпустились из центра помощи детям и поступили в учебные заведения. Волонтёры делают ремонт в студенческом общежитии и помогают обустраивать их быт. У ребят возникают сложности с социализацией: они плохо ориентируются в городе, не умеют выстраивать транспортные маршруты, боятся ходить в магазины. Выпускники детских домов не знают, как вести хозяйство: закупать необходимые продукты, правильно расходовать деньги. 

Потолки гниют из-за грибка, двери в подъезды
открываются с трудом

Наличие старшего ответственного человека в доме, где после восемнадцатилетия селят сирот, Гульнара одобряет на первом этапе, но считает, что дальше выпускникам детских домов необходимо учиться жить самостоятельно.

– То, что ребята, заселяясь в дом, выбирают старшего – отголоски системы. В детском доме есть определённая иерархия, которая помогает управлять. На начальном этапе это неплохо, но нужно учиться жить самим, – говорит Гульнара. – Кураторство на полгода было бы уместнее, чтобы молодые люди научились и смогли жить самостоятельно. Выбор постоянного управляющего – это способ переложить ответственность на другого человека и расслабиться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры