Детские пособия: шкура неубитого медведя?
Детские пособия:
шкура неубитого медведя?
Элла
КЛИМОВА, "Восточно-Сибирская
правда"
Есть в
нашей почте письма, очень острые, в
течение ряда лет поднимающие, как
представляется, неразрешимую
проблему. Это письма о невыплате
детских пособий. К таким призывам о
помощи, к этому выражению полного
отчаяния можно относиться
по-разному. Можно, как показала
газетная практика, играть в
бесконечную игру, пересылая жалобы
и просьбы в высокие чиновничьи
сферы и делая вид, что именно там, на
региональном ли, на федеральном
уровне возьмут вдруг и какой-нибудь
нищенствующей семье,
действительно, материально
помогут. Можно и, мы уверены, нужно
по-другому — честно признаться всей
стране: денег на детские пособия
нет. Они есть в решениях
Государственной Думы, в протоколах
федерального правительства, даже в
строчках регионального бюджета. Их
нет только в реальности, живых и
полнокровных. И никакие перемены в
самом способе начисления детских
пособий, в изменении порядка их
выплаты тут помочь не могут. Между
тем, эти изменения следуют одно за
другим. О последнем мы и говорим
сейчас с ответственным работником
областного управления социальной
защиты населения Элеонорой
Степановной Туминой.
Корр.
"ВСП": Недавно заместитель
главы областной администрации
Владимир Матиенко на
пресс-конференции, которую он дал
местной прессе, заявил о новом
порядке выплаты детских пособий.
Насколько реальна польза от него?
Э. ТУМИНА:
Действительно, теперь все детские
пособия семьи будут получать
только через органы социальной
защиты населения. Исчезнет
"двойная бухгалтерия": бывали
случаи, и их немало, когда в одной и
той же семье детские деньги
получали и отец, и мать, работающие
на разных предприятиях. Проследить
тут было почти невозможно — нужна
одна база, одни руки, из которых
пособия можно и должно получать.
Корр.
"ВСП": Сколько ребятишек в
Приангарье вообще должны получать
помощь от государства?
Э. ТУМИНА:
На сегодня это 696 тысяч детей.
Можете себе представить объем
предстоящей работы — фактически
социальным работникам нужно
создавать совершенно новую базу
данных.
Корр.
"ВСП": В связи с этим, может
быть, вы прокомментируете
заявление Владимира Матиенко о том,
что для "перехода на новые
рельсы" управлению социальной
защиты населения понадобится 250
новых штатных единиц и более
двухсот компьютеров. Но стоит ли в
таком случае овчинка выделки? Ведь
затраты на расширение штатов и на
укрепление технических средств
вполне поглотят возможную
минимальную экономию,
предполагаемую от новой
пертрубации…
Э. ТУМИНА:
Сразу хочу внести ясность. Не в штат
областного управления социальной
защиты населения потребуются 250
новых сотрудников, а в местные,
районные или городские, управления.
Учтите, что при всех прошедших и,
как мне представляется, будущих
организационных изменениях то ли в
выплате пособий, то ли пенсий,
областное управление социальной
защиты всегда получает меньше, чем
положено по общепринятым нормам.
Вот и сейчас наш штат увеличится
всего на 24 человека, причем 10 из
вновь принятых работников начнут
рассчитывать детские пособия по
Иркутску, а непосредственно в отдел
организации и назначения пособий,
вместе с отделом экономики и
финансов, а также с отделом
автоматизации, придут только 14
человек. Точно так же будет и с
компьютерами, необходимыми для
расчета пособий. Их получат
периферийные, в своем большинстве
все еще плохо оснащенные сельские
районные управления, но не мы.
Корр.
"ВСП": Из данного журналистам
интервью на пресс-конференции
осталось неясным, на мой взгляд,
самое важное: так к кому же должны
обращаться теперь за детскими
пособиями: к вам ли, в областное
управление, но ведь представить
только, если семья живет за
тридевять земель от Иркутска…
Э. ТУМИНА:
Необходимо обращаться именно в
свои районные управления и — только
туда: по месту жительства. При этом
значительно упрощается вся
процедура: от родителей нужны лишь
заявление, справка с места
жительства и копии свидетельства о
рождении.
Корр.
"ВСП": …которую должен
заверить нотариус — дело недешевое
в наши дни…
Э. ТУМИНА:
Нет, не нотариус, заверяют
свидетельства о рождении ребенка
сами социальные работники, причем
бесплатно.
Корр.
"ВСП": И все-таки меня не
оставляет мысль о некотором
лукавстве государства. На
пресс-конференции заместителя
главы областной администрации по
социальным вопросам прозвучало:
мол, зажиточные семьи, для которых
жалкая сумма детского пособия не
значит ничего, вполне возможно, не
будут тратить ни время, ни силы на
сбор всех бумажек — вот вам один из
источников экономии. Останутся
лишь те, кто испытывает настоящую
нужду. Что-то вроде
"естественного отбора". Но не
честнее было бы заявить во весь
голос о необходимости именно
конкретной, адресной помощи, не
уповая на то, что многие (да многие
ли вообще?) семьи махнут рукой на
эти самые мифические пособия?
Э. ТУМИНА:
Дело не столь однозначно, как
кажется. Во-первых, я сказала, что
множества бумажек не потребуется,
формальности сокращены до
минимума. Во-вторых, примеры
Самарской, Новгородской областей, а
также Бурятии, где такой "переход
на новые рельсы", как вы
выразились, уже осуществляется,
доказывает: и впрямь какие-то семьи
вполне обходятся без детских
пособий. Но палка о двух концах:
есть семьи вполне благополучные,
для которых пособие не так уж и
важно. Но есть и другие, и таких
большинство, где родители, увы,
настолько опустились, что, кроме
бутылки водки и пакетика с
наркотиком, ничего не видят и знать
не хотят. Вы думаете, они пойдут
собирать необходимые документы? И
как правило, это многодетные семьи,
в которых малыши буквально
голодают.
Корр.
"ВСП": Тогда отчего же не
адресная материальная поддержка? Я
помню, вы лично несколько раз
высказывались за нее.
Э. ТУМИНА: Да,
это наше областное управление
социальной защиты предлагало такую
идею региональному
Законодательному собранию, а оно
выступило, в свою очередь, с
законотворческой инициативой
перед Госдумой и правительством.
Пока инициатива не прошла, вернее,
прошла в первом чтении. А
правительство России приняло
именно тот вариант, над которым мы
сегодня с вами размышляем. Быть
может, в будущем…
Корр.
"ВСП": Будущее — понятие
растяжимое. А пока один пример. В
Слюдянке, по данным районного
педиатра, детишек от грудничкового
возраста до подросткового — одно
количество. Выяснилось, что пособия
получают на 20 процентов меньше.
Что-то мне не верится, что все эти 20
процентов — благополучные, сытые
ребята. Скорее всего как раз
наоборот. Между тем, на очередное
"переустройство", учитывая
расширение штатов и техническое
оснащение компьютерами
периферийных управлений соцзащиты,
потребуется как минимум 16
миллиардов рублей. Где их-то взять в
областном бюджете?
Э. ТУМИНА:
Да, таких денег сразу в один присест
не выложить. Вот поэтому мы
предложили эту "реформу", то
есть передачу расчета и выдачи
детских пособий в руки социальных
работников проводить постепенно —
в течение всего будущего года.
Начать с районов тех городов, где
управления соцзащиты населения
наиболее сильны, например, с
Ангарска, Иркутска, Братска, и
постепенно перейти в сельские
районы.
Корр.
"ВСП": Как говорится, было бы с
чем переходить. Живых же денег все
равно нет?
Э. ТУМИНА: Почти
нет. Мы вот смогли рассчитаться по
детским пособиям только с
Иркутском, и то за прошлый год и два
месяца нынешнего. Но мы надеемся,
что сможем что-то выгадать сейчас. В
первую очередь надеемся на прямое
финансирование: деньги на детские
пособия из облфина — в областное
управление соцзащиты, а от нас,
минуя все доставочные службы,
которые отнимали немало денег за
доставку, минуя, если удастся, и
местную администрацию — прямо в
городские и районные управления
соцзащиты. Мы подсчитали, это тоже
может дать экономию в порядке 18
миллиардов рублей. Вот так, рубль к
рублю, на будущий год — сотня к
сотне, тысяча к тысяче, может быть,
сможем погасить перед ребятами
хотя бы часть долга…
Корр.
"ВСП": Как говорится, надежда
покидает нас последней. Но кроме
надежды есть и суровые реалии. Вот
они — задолженность перед
маленькими жителями Приангарья на
сегодняшний день составляет 570
миллиардов рублей. Какую толику от
этих миллиардов надеется отдать им
государство, на мой взгляд, не знает
оно само…