издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Законность сделок гарантирует государство

Законность
сделок гарантирует государство

1 января 2000 года
заканчивается срок формирования
учреждений юстиции по
госрегистрации прав на
недвижимость. О проблемах
становления новой системы в
Приангарье, ее задачах и
перспективах рассказывает главный
государственный регистратор
Иркутской области, руководитель
департамента по государственной
регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним Татьяна
Возжаева.

Согласно
региональной программе поэтапного
развития системы госрегистрации
прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, на территории
Приангарья будут работать 22
филиала департамента. Из них 12 уже
действуют в наиболее крупных
муниципальных образованиях —
Иркутске, Ангарске, Братске,
Усть-Илимске, Усолье, Шелехове,
Черемхове, Тайшете, Зиме и др. В
начале ноября откроются еще четыре
филиала — Нижнеилимский, Качугский,
Киренский и Тулунский.

Главная наша
задача в том, чтобы объединить все
филиалы в единую информационную
сеть. Первые шаги в этом
направлении уже сделаны.
Специалистами разработана и
введена в эксплуатацию
автоматизированная программа
ведения единого государственного
реестра прав. Пока она внедрена
только в 7 филиалах. Но уже к
середине следующего года мы
планируем запустить ее в работу
повсеместно. А это значит, что
каждый житель области, будь он в
Братске, Качуге или Маме, сможет
получить самую оперативную и
достоверную информацию о
зарегистрированных правах на любой
объект недвижимости, расположенный
на территории региона.

Самый
крупный — Иркутский филиал —
действует больше года. По иронии
судьбы, открытие филиала совпало с
прошлогодним августовским
кризисом, и его сотрудники в первые
же дни работы столкнулись с
ажиотажным спросом на
недвижимость. Это был суровый
экзамен. И мы его выдержали,
поскольку на протяжении этого года
не было ни одного случая обращения
в суд за отменой нашей регистрации.
Было, правда, несколько жалоб на
отказ в приеме документов на
регистрацию, так как они не
соответствовали требованиям
закона. Но ведь те, для кого
"закон не писан", были, есть и, к
сожалению, будут.

Сегодня в
послужном списке Иркутского
филиала около 35 тысяч
зарегистрированных сделок и прав.
Это лучшее свидетельство качества
и профессионализма его персонала.
Не случайно именно на базе
Иркутского филиала проходят
обучение сотрудники всех вновь
открывающихся подразделений.
Кстати, жесткая кадровая политики и
есть одно из преимуществ новой
системы. Регистратор несет личную,
в том числе уголовную,
ответственность, а департамент —
имущественную за каждую вносимую в
реестр запись. Поэтому главные
критерии подбора кадров —
обязательное наличие высшего
юридического образования, высокая
исполнительская дисциплина,
принципиальность, порядочность и
инициативность.

Однако
главным преимуществом, равно как и
смыслом системы госрегистрации,
является обеспечение законности и
государственная гарантия чистоты
сделок.

О том, что
сделки с недвижимостью далеко не
всегда заключаются при строгом
соблюдении установленных законом
правил, свидетельствуют
многочисленные факты нарушений,
если не сказать — мошенничеств.
Типичный пример: квартира
продается по доверенности, все
документы в порядке. Но регистратор
обратила внимание на весьма
почтенный возраст владельцев, а
посему решила лично убедиться в их
добровольном волеизъявлении. При
встрече с хозяевами оказалось, что
никакой доверенности они не давали
и вообще не в курсе, что их квартира
продается, паспорта же у них
забрала пришедшая на дом
"паспортистка". Если бы этот
факт не вскрылся на стадии
регистрации, то престарелые
одинокие люди оказались бы на улице
или, как это иногда случается,
попросту исчезли. Но самое
страшное, что случаи оформления
сделок по поддельным доверенностям
или другим документам вовсе не
единичны. Совсем недавно, например,
пытались предъявить фальшивое
постановление органа опеки о
согласии на сделку с квартирой, где
проживает несовершеннолетний.
Однако, регистратор, уже хорошо
знакомая с визами большинства
руководителей, сразу определила,
что подпись не соответствует
оригиналу.

Естественно,
обо всех этих случаях мы сразу
информируем правоохранительные
органы.

С созданием
учреждений стало необязательным
нотариальное удостоверение сделок
при купле-продаже, мене, дарении
дома, квартиры, дачи, гаража, что
освободило граждан от уплаты
весьма высокого тарифа — 1,5
процента от суммы договора. Раньше
из-за этого люди были вынуждены
занижать стоимость квартиры, что
было чревато большими
неприятностями в случае
расторжения договора. Сейчас этого
не происходит, и в договоре
указывается действительная цена
объекта.

В настоящее
время все филиалы департамента
принимают договоры, составленные в
простой письменной форме. При этом
закон не предусмотрел различия по
глубине экспертизы между сделками
в письменной форме и нотариально
удостоверенной. Поэтому сотрудники
департамента одинаково тщательно
проверяют законность сделки и
содержание договора в том и другом
случае.

Что же
касается недостатков системы
регистрации, то в основном они
сводятся к пробелам в
законодательстве. Как следствие
слабой его проработанности,
отмечается несогласованность
действий различных ведомств. А это
приводит к тому, что граждане
вынуждены несколько раз обращаться
в одну и ту же контору для доработки
документов. Но то, что пока не
регламентировано на федеральном
уровне, вполне можно
компенсировать постановлениями
местных органов области.

Много
нареканий вызывает
неприспособленное для приема
большого количества посетителей
помещение Иркутского филиала. Мы
вполне разделяем недовольство
посетителей департамента,
поскольку в первую очередь
страдают сами его сотрудники. И не
только от неприемлемых условий
работы. Из-за тесноты мы не можем
развивать консультационные услуги,
упорядочить прием документов, в том
числе от риэлторских фирм. Мы
активно работаем над этим вопросом
с областным комитетом по
управлению госимуществом.

С первых дней
создания департамента мы старались
очень плавно и конструктивно войти
в систему органов, работающих с
недвижимостью. На сегодняшний день
установлены деловые партнерские
отношения с комитетом по
управлению госимуществом
Иркутской области, с областным
земельным комитетом, с налоговыми и
правоохранительными органами.

Несколько
сложнее строятся отношения с
муниципальными органами, и в первую
очередь с бюро технической
инвентаризации. Как оказалось,
многие из них не* готовы к
реализации Закона "О
государственной регистрации…",
хотя с момента вступления его в
действие прошло почти два года.
Зачастую перестройка начинается
только с открытием филиала, и нашим
сотрудникам приходится разъяснять
персоналу того или иного БТИ, как
пишутся кадастровые номера или
заполняются техпаспорта. И, к
сожалению, нам слишком часто
приходится объяснять, что все те
требования, которые предъявляются
к работе БТИ, — не наша прихоть, а
установленные законом нормы. Может
же Иркутское БТИ готовить
техническое описание самых
различных объектов — от
заправочных резервуаров до
взлетных полос, так почему бы на их
базе не организовать обучение для
органов техучета других
муниципальных образований.

Сотрудничество
с БТИ затруднено также и тем, что, в
отличие от многих субъектов РФ, в
Иркутской области нет областного
органа технической инвентаризации,
а руководители муниципальных
образований, в чьем ведении
находятся организации по
техническому учету объектов
недвижимости, не хотят или не могут
наладить эту работу в соответствии
с установленными требованиями. В
настоящий момент крайне
неподготовленными к исполнению
закона оказались муниципальные
учреждения Братска. В Братском
городском БТИ очередь на
составление техпаспортов
растянулась до января 2000 года.
Мэрия же вместо того, чтобы
пересмотреть организацию работы
вверенных ей предприятий и
учреждений, обсуждает вопрос о
приостановлении работы Братского
филиала Департамента. В этой связи
необходимо отметить, что попытки
вмешательства в деятельность
департамента или его филиалов
нарушают действующее
законодательство и
свидетельствуют о нежелании
исполнять законы и наводить
порядок на рынке недвижимости.

Много
нареканий со стороны граждан и
юридических лиц вызывает ситуация,
складывающаяся и в БТИ Ангарского
муниципального образования.
Конечно, проще работать по
старинке, гораздо труднее
соблюдать действующее
законодательство. Думается, мэрии
Ангарска уже давно пора принимать
необходимые меры к организации
деятельности своего БТИ в
требуемом правовом поле.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры