издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Послабление для роста

Послабление
для роста

Экономика многих крупных
городов области во многом зависит
от деятельности предприятий,
которые принято называть
градообразующими. Братск не
исключение.

Традиционно
половинную часть доходной базы
города составляют налоги БрАЗа и
БЛПК. Наполняемость второй
половины — задача, которую мэр
Братска Александр Петрунько
сформулировал перед
администрацией и городской Думой
еще весной прошлого года. Первый
этап — ликвидация зачетов — пройден:
в уходящем году около 90 процентов
городского бюджета исполнено
деньгами. Второй этап — помощь
мелким и средним предприятиям
перерабатывающей промышленности.

У местной
власти, по законодательству,
немного возможностей влиять на
деятельность предприятий, которые
сейчас практически все акционерные
общества. Одна из таких
возможностей — предоставление
льгот по налогам в местный бюджет, с
тем чтобы предприятие встало на
ноги, расширило производство, ну а
потом за счет увеличения объемов
продукции, рабочих мест бюджеты
всех уровней получили бы сторицей.
В Братске применили такой вариант —
предоставили налоговые льготы (в
виде 50% освобождения от уплаты
акцизного налога в городской
бюджет до конца 99 года) двум
предприятиям: винно-водочному
заводу и ЗАО "Гелиос",
выпускающему пиво и безалкогольные
напитки.

По
регулировкам-99 акциз на водку
распределяется следующим образом:
50% — в федеральный бюджет, 47,5% — в
областной и 2,5 % — в городской.
Полностью, 100%, в 1999 году в бюджет
города должен был идти акцизный
налог с пива, вина, коньяка. В 2000-м
регулировки изменятся, но об этом
немного ниже. Итак, чтобы увеличить
доходы в бюджет в виде акцизов, надо
больше производить. Чтобы больше
производить, нужна реконструкция.
Дело это затратное, но, в принципе,
предприятия могут справиться
самостоятельно. Вопрос в сроках и
масштабах реконструкции. Если
помочь заводам теми же налоговыми
льготами, новые мощности появятся
быстрее, быстрее пойдет отдача.

Понимая это,
депутаты городской Думы поддержали
предложение администрации и
приняли решение о налоговых
льготах для винно-водочного и
пивоваренного заводов, но на
определенных условиях. Главное из
них — целевое использование льгот
на реконструкцию производства. А
еще — создание новых рабочих мест,
своевременная уплата текущих
налогов. Заводы обязали
ежеквартально предоставлять в
администрацию и в Думу отчеты о
работе, ну а в случае нарушения
условий — оплатить в бюджет всю
сумму акцизного налога. Так что
льгота — не манна небесная, ее нужно
отработать. Заводы и работают.
Льготы им предоставлены в апреле и
мае — по сути, немногим более
полугода было дано для разбега. Но и
этого оказалось достаточно. За 11
месяцев винно-водочный завод
направил на реконструкцию 15,1 млн.
рублей, в том числе за счет
предоставленной льготы — 3,1 млн. руб.
(плановая сумма льготы — 3,8 млн.
рублей). Закупили оборудование для
цеха розлива винно-водочной
продукции и коньяка, освоили
производство шампанского, создали
64 новых рабочих места.

Пивзавод
свою реконструкцию начал еще в 1998
году, а за 10 мес. 99-го освоил 13,5 млн.
рублей. Доля налоговой льготы здесь
— 3 млн. 24 тыс. руб. Появилось 25 новых
рабочих мест. Объем производства по
сравнению с прошлым годом вырос на
22%, а на винно-водочном — на 10,6%.
Соответственно увеличились и
налоговые отчисления по акцизам.
Уже сейчас можно сказать, что, даже
несмотря на льготу, город по
сравнению с прошлым годом в этих
налогах не потерял.

Интересно,
что оба завода программу своего
развития строят на одном принципе.
Это создание конкурентоспособного
производства, выпускающего
качественное питие: на натуральном
сырье, с использованием новейших
технологий. Уже сейчас в Братске
пиво "живое", то есть не
стерилизованное и не
пастеризованное (нет смысла
считать за рекламу этот очевидный
факт). С завершением реконструкции
должна быть решена сложная задача
увеличения срока реализации
"живого" пива. А это значит, что
братские пивовары начнут активное
продвижение на рынки других
городов. У винно-водочного — свои
козыри. Это выпуск шампанского,
игристых вин и коньяка. Борьба за
рынки и за создание доброго имени
предприятия в будущем году станет
еще более острой, если
Государственной Думой будут
увеличены ставки акцизного налога,
что приведет к автоматическому
увеличению цены каждой бутылки
спиртного. Конкуренция
производителей алкоголя
ужесточится. Выживут те, кто
благодаря производственному
потенциалу способен выпускать
качественную и относительно
недорогую продукцию, кто уже
завоевал доверие покупателей. Так
что престиж, имя — категории сугубо
материальные.

На исходе 1999
год. Заканчивается срок действия
льгот. За это время предприятия
исправно отчитывались о том, как
используют льготу. На место
выезжали депутатские комиссии,
сотрудники финуправления мэрии —
смотрели, как идет реконструкция.
Таким образом, льгота дает местной
власти большие возможности для
контроля, который при других
условиях в акционерных обществах
ограничен. А тут в любое время можно
прийти проверить. Кроме этого,
заводы дали обязательства не
проводить реорганизацию у себя без
согласования с муниципалитетом —
опять же преимущество.
Окончательная проверка будет
проведена в начале следующего года
— после расчетов с бюджетом.

Но уже сейчас
можно сказать, что решение о
предоставлении льгот было
правильным. Такую практику можно
было бы продолжить и расширить, но с
внесением изменений и дополнений в
1 часть Налогового кодекса РФ: с
июля этого года органы местного
самоуправления уже не могут
предоставлять индивидуальные
льготы. Теперь это можно делать
только для категорий предприятий. С
винно-водочным и "Гелиосом",
выходит, успели. А вот зато льготы
целой группе предприятий будет
дать гораздо труднее, ведь все
разные, у каждого свои проблемы.
Риск потерять в налогах гораздо
больший.

И еще один
момент, который может стать
препятствием в желании местной
власти идти навстречу
предприятиям, — это регулировки с
вышестоящими уровнями бюджетов.
Судя по всему, в 2000 году будут
изменены регулировки по акцизам
между местными и областным
бюджетами. Так, если раньше в
Братске акциз на пиво, вино и коньяк
полностью шел в городскую казну, то
в 2000-м от этих сумм на месте будет
оставаться только 10%, остальное
уйдет в область.

Цифры такие:
винно-водочный завод в 1998 году
уплатил в бюджет Братска 2,4 млн. руб.
акцизного налога. За 11 месяцев 99-го —
уже почти 3,3 млн. (с 50% льготой!).
Пивзавод в 1998 году перечислил
городу 4,9 млн. акцизов, за 11 месяцев
этого года — более 3 млн., тоже на
условиях 50% льготы. Администрация,
депутаты планировали, что в 2000 году
город получит по акцизам от
винно-водочного 9 млн., от пивзавода
— 7 млн. руб. как минимум, по всем
расчетам. 10% от этих сумм — это 900
тысяч и 700 тысяч соответственно.

Получается,
что налогооблагаемую базу Братск
вырастил не для себя, а для
губернии. Что, в общем-то, нормально,
если мыслить областными
категориями. Но когда в городе ли, в
районе ли масса социальных проблем,
когда нужно ремонтировать жилье,
платить вовремя зарплату, решать
проблемы людей, которые здесь,
рядом, мало кто решится лишить
местный бюджет части налогов в
интересах области в целом. Поэтому
братский удачный опыт по
предоставлению местных налоговых
льгот и поддержке производителей
вряд ли станет примером для
широкого распространения в других
городах и районах губернии. Но как
бы то ни было, Братск свой
перспективный вклад по акцизам в
общий областной котел уже сделал.

Е.
ЧАЙКОВСКАЯ,
пресс-центр горадминистрации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры