издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Игровое воспитание

Игровое
воспитание

В январе во
время спартакиады среди
воспитанников детских домов и
школ-интернатов на призы
"Восточки" приятно удивили
ребята из специального
учебно-воспитательного учреждения
для детей и подростков с девиантным
поведением, что расположено в
микрорайоне Первомайский.
Призерами соревнований стали
футболисты, шахматисты и
теннисисты из этой школы. Понятно,
что таких разносторонних успехов
можно добиться только при
тщательной и длительной подготовке
юных спортсменов, как это и делают в
детских домах и школах-интернатах.
Но времени для этого
преподавателям спецучреждения
отводится не так уж много в силу
того, что там, как они сами
выражаются, "особый"
контингент.

Нечего
скрывать, сюда попадают мальчики в
возрасте 11-14 лет, чья жизнь
превратилась в сплошную борьбу за
существование, и рано или поздно
они переступают за черту закона… В
школе их стараются вернуть к
нормальной жизни. Ежегодное
пополнение производит не самое
лучшее впечатление: здоровье у них
не ахти какое. Поэтому необходимо
время на их оздоровление да
адаптирование в новой среде. Когда
тут еще думать о спартакиадах?
Однако за каких-то год-полтора
пацаны накапливают силенок и с
честью выступают на соревнованиях.
Это подтвердила и недавняя
спартакиада "Восточки".

В прошлом
году ученики решили сами
обустроить прилегающую территорию.
Своими руками они создали
спортивный городок, в котором есть
площадки для баскетбола, футбола и
хоккея, по размерам далекие от
стандартных, но в "закрытом
пространстве" школы и это хорошо.
Сейчас, когда ведется капитальный
ремонт в одном из двух корпусов,
спортгородок как нельзя кстати
(дети остались без спортзала,
который временно превратили в
спальню). Для любителей
"покачать" мышцы в подвале
открыт скромный, но уютный
тренажерный зал (с инвентарем
помогла администрация
Свердловского округа). После уроков
в вестибюле устанавливается
теннисный стол. Тренируясь таким
образом дуэт Ринат Сафин-Владимир
Добрынских завоевал на спартакиаде
третье место в командном
первенстве.

Совсем
недавно заработала в школе секция
шахмат. Но даже без специальной
подготовки отличились на
спартакиаде Виталий Ларионов и
Максим Окулов: они стали чемпионами
на первой и второй досках. Заслуга в
этом во многом принадлежит
воспитателям Леониду Агееву и
Николаю Вахромееву, страстным
поклонникам древней игры. Они и
"заразили" своим увлечением
детей. Некоторые буквально все
свободное время не отрываются от
шахматной доски.

Теперь
появилась возможность создать и
секцию по хоккею с мячом. В этом
деле не обошлось без
"Сибсканы". Руководство клуба
во главе с Владимиром Матиенко
посетили школу перед Новым годом,
вручили детям двадцать клюшек,
"сибскановские" тетради и
календарь. А футбольная секция,
которой руководит Борис
Гужевников, является, можно
сказать, неотъемлимой частью в
жизни школы. Ребята даже организуют
товарищеские встречи с учениками
близлежащих школ. Штатный
психотерапевт Сергей Яковлев ведет
занятия по ушу. Но в его программе
нет места боевым разделам — только
оздоровительная гимнастика. Потому
и в группы он набирает в основном
мальчишек с откровенно слабым
здоровьем.

В школе, как и
в любой другой, есть свои заводилы в
делах. По словам учителя
физкультуры Виктора Калашникова,
здесь таковым является Влад
Воронов: "Ни одно спортивное
мероприятие в школе не обходится
без него. Воспитатели ему доверяют,
назначая за старшего. Да и в людях
Влад тонко разбирается. Например,
при формировании футбольной
команды (которая стала второй на
спартакиаде) посоветовал мне
обратить внимание на Юру
Новопашина. Поработали с ним на
тренировках, понравился парень. И в
результате Юра стал одним из лучших
игроков турнира".

Если
говорить о спартакиадах на призы
"Восточки", то для ребят этой
школы они являются единственными
соревнованиями, где им удается
выступать (не считая упомянутых
ранее товарищеских встреч).
Все-таки профиль учреждения
сковывает в определенные рамки. На
ту же спартакиаду они допускаются
лишь четвертый год. Так что
мальчишкам награды этих
соревнований не менее дороги, чем
профессиональным спортсменам
олимпийские медали.

— Надо
отметить, что ребята не испытывают
к себе какого-либо недоверчивого
отношения, — продолжил Виктор
Калашников. — Будучи на
соревнованиях, видел, как ровесники
по-дружески общаются с ними,
обмениваются адресами. Потом друг
другу пишут письма. Скорее всего,
они внутри себя еще не могут
привыкнуть к мысли, что сами такие
же, как и дети вокруг них. Прежняя
жизнь оставила слишком болезненный
след в их душах.

Воспитатели
и учителя стараются изменить
сегодняшнюю их жизнь к лучшему, что
дети воспринимают с
благодарностью. Покидая школу,
воспитанники не забывают о ней. Вот
совсем свежий пример. Проучившийся
здесь четыре года Петр Соколов
теперь живет в детском доме N1, а во
время спартакиады не только
выступал за новый коллектив, но и
болел за старых товарищей.

Спорт
занимает в школе первостепенное
место в воспитании детей. Как
сказал директор Виктор Путилин, ни
в одной общеобразовательной школе
не занимаются спортом по три-четыре
часа ежедневно:

— Так мы
решаем проблему с занятостью детей
в свободное время. Если нет
каких-либо уроков, то они сразу же
бегут на спортивные площадки. А
парни из нашей службы режима всегда
не прочь поиграть с мальчишками и в
футбол, и в хоккей. Но к проблеме
воспитания мы не подходим однобоко.
В школе работают кружки по
интересам: танцевальный, кукольный,
по швейному делу, художественной
резьбе, овощеводству, поэтическая
студия. Участвуем по возможности в
различных смотрах-конкурсах и
завоевываем там призы. Еще для
лучших учеников устраиваем, в виде
поощрения, туристические поездки
на Байкал. Так что жизнь бурлит.
Конечно, не все у нас хорошо, как
хотелось бы, трудностей
предостаточно (во многом это
связано с финансированием). Но
школьный коллектив не унывает и
продолжает работать на благо детей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры