издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Глотку живой воды подобно

Глотку
живой воды подобно

Дина МАДЬЯРОВА,
"Восточно-Сибирская правда"

Важным событием в жизни школы
стала областная
научно-практическая конференция
"Образование и православие".
Организовали и провели ее Главное
управление общего и
профессионального образования и
Иркутская епархия при активной
помощи областного комитета по
молодежной политике. Тема
конференции выбрана не только в
связи с 2000-летием христианства: в
последнее время происходит явное
сближение между светской и
духовной системами образования,
они активно ищут пути
сотрудничества, прежде всего в
вопросах нравственного воспитания
детей и молодежи. Наиболее полно
это стремление выразилось в
заключенном в августе прошлого
года Договоре между Министерством
образования и Русской Православной
Церковью. В документе признается
особая роль Православия в истории
России, в становлении ее
государственности, духовности,
культуры, и намечены основные
области взаимодействия.

В иркутской
конференции приняли участие
педагоги, съехавшиеся из различных
городов и районов области,
преподаватели вузов, иркутские
священнослужители, а также гости из
Москвы — ученые-богословы.

"Отсутствие
системы нравственных координат"
— так обозначил одну из основных
бед нашего общества, в том числе и
школы, открывший конференцию
архиепископ Вадим. Выход он видит в
возвращении к ценностям
христианства, в которых
сосредоточен огромный
воспитательный потенциал.

Его
поддержал в своем выступлении
заместитель начальника Главного
управления образования
В.М.Степанов. В начале 90-х, сказал он,
школа отказалась от одной из
важнейших своих задач — воспитания,
и этим нарушила традицию
российской педагогики.
Псевдоноваторы подвели и
соответствующую теоретическую
базу: мол, воспитание — это насилие
над личностью. Плоды пресловутой
"свободы" мы пожинаем сегодня
— в виде наркомании, разгула
преступности, бездуховности и
прочих проблем.

Сегодня уже
никто не сомневается в том, что
воспитание в школу необходимо
вернуть, сказал Валерий Матвеевич.
Ведь будущее России зависит не
столько от инвестиций, новых
технологий, сколько от состояния
нравственности молодого поколения.
И в этом точки зрения школы и Церкви
совпадают.

У нас в
области накоплен немалый опыт их
совместной и успешной работы
(примеры тому — Иркутская и
Братская женские православные
гимназии, Иркутский гвардейский
кадетский корпус, школы NN 32, 63,
детсад N 158 и другие образовательные
учреждения). Словом, необходим
переход от педагогики знаний к
педагогике ценностей, и в этом без
конструктивного диалога с Церковью
не обойтись.

С точки
зрения истории предложил взглянуть
на обсуждаемую проблему профессор
ИГУ, доктор исторических наук
Л.М.Дамешек. Русской Православной
Церкви, сказал он, принадлежит
ведущая роль в создании самих основ
системы образования в России. В 1551
году на Стоглавом соборе (начало
царствования Ивана Грозного) была
впервые сформулирована
государственная программа
образования — по сути, госзаказ на
формирование слоя грамотных людей.
И с этим "заказом" (как и с
задачей подготовки учителей для
всей иерархии церковно-приходских
школ) Церковь справлялась
исключительно собственными силами
вплоть до начала 18 века, до
возникновения светских школ.
Благодаря Церкви появилось и
первое в нашей стране высшее
учебное заведение —
Славяно-греко-латинская академия.
Таким образом, распространение
Православия как религии
письменной, связанной с
распространением грамотности,
было, по мнению ученого, глубоко
прогрессивным явлением для всех
наций и народностей России.

"Человек —
существо не только социльное, но и
духовное", — подчеркнул отец
Киприан, кандидат педагогических
наук, зав.кафедрой православной
педагогики Свято-Тихоновского
Богословского института (г.Москва),
главный редактор газеты
"Воскресная школа". Это с
особенной ясностью осознается
сегодня, когда все наше общество
оказалось в тупике: ценностном,
мировоззренческом, нравственном.
Вполне закономерно, что в поисках
выхода из тупика школа обращает
взгляд к традиционным для России
духовным ценностям: их носителем
вот уже тысячу лет является
Православие.

Августовский
договор, скрепленный подписями
министра образования России и
Святейшего Патриарха, в корне
меняет взаимоотношения Церкви и
государства в сфере образования.
Особенно важным отец Киприан
считает пункт Договора, в котором
говорится о возможности введения в
школах курса "Основы
православной культуры" — пока в
форме факультатива, по желанию
учащихся и с согласия их родителей.
Конечно, столь сложный и объемный
предмет потребует подготовки
квалифицированных преподавателей,
разработки учебных пособий… Такая
работа идет, прежде всего через
созданные усилиями энтузиастов
христианские культурные центры —
их в разных регионах России уже 40.

"Но только
с помощью факультатива задачи,
стоящие перед нами, не решить", —
подчеркнула Л.В.Сурова, литератор,
бакалавр богословия из Москвы. —
Ведь христианская педагогика — это
не сумма знаний, а художество…"
Задача в том, чтобы вернуть в школу
воспитательную работу, осмысленную
с точки зрения Православия,
пронизанную его духом.

"Изумительным
подарком" назвали учителя все,
что происходило на конференции в
течение трех дней. Всем сердцем
болеющие за школу, за детей, которым
выпало взрослеть в небывало
"удушливые" времена, они были
счастливы, что наконец-то получили
возможность встретиться с
единомышленниками, рассказать о
своих творческих поисках и
находках, поучиться друг у друга.

Договорились
и о совместных действиях, закрепив
их в итоговом документе. Прежде
всего это организация при Главном
управлении образования Центра
православной культуры — на базе
областного Центра детского и
юношеского краеведения: он и будет
вести работу по подготовке
педагогов для преподавания основ
православной культуры, отбору
лучших учебных программ и т.д.
Создается Координационный совет по
взаимодействию между Главным
управлением образования, Иркутской
Епархией и областным комитетом по
молодежной политике. С будущего
учебного года в нескольких школах
областного центра начнется
апробация экспериментальных
учебных программ и учебных пособий
на православной основе, эта работа
будет вестись под кураторством
Свято-Тихоновского Богословского
института. Активно обсуждается
идея открытия в Иркутске и филиала
этого учебного заведения.

"Не будем
смущаться, что нас пока мало, —
выразила общее настроение зала
преподаватель Иркутского
государственного педагогического
университета Л.А.Ладик. — Может
быть, мы и есть та горстка, которую в
Евангелии называют солью и которая
не даст обществу испортиться
окончательно. Соли ведь и не должно
быть много…"

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры