издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Туда, к "раскаленной" льдине

Туда, к
"раскаленной" льдине

Состоялся
традиционный для сотрудников
Института систем энергетики
спортивно-познавательный переход
через Байкал. Маршрут все тот же —
от Листвянки до Танхоя — по этой
трассе когда-то, еще до окончания
строительства
"Кругобайкалки", ледокол
"Байкал" перевозил вагоны и
пассажиров туда-сюда. Зимой 1904-1905
годов на льду лежали рельсы, по
которым лошади везли расцепленные
вагоны и локомотивы со слитой водой
и опорожненными угольными
тендерами. Пассажиры перемещались
на тройках, солдаты в пешем строю
маршировали на японскую войну.

Протоптанная
энергетиками поперек Байкала тропа
быстро приобрела популярность
(дежурная шутка: "Смотри-ка, вот
наши прошлогодние следы!"). В
институтской летописи переходов
фигурируют почти 170 человек —
наверняка кто-то забыт! — а общее
количество человеко-переходов
перевалило за 600.

В основном
ходят пешком. На вопрос, почему не
на лыжах, на которых легче и
быстрее, отвечают по-разному — к
примеру, на снегоходе еще быстрее,
на самолете — совсем хорошо, а кто
ищет полегче, дома сидит. Иногда,
действительно, бывает более чем
трудно: глубокий снег чуть не
сплошь, у восточного берега — по
щиколотку рассол (так байкальцы
называют талую воду под снегом на
льду). Трещины. Все бывает… Лыжники
в пеших колоннах обычно
присутствуют, причем им иногда
приходится труднее пешеходов — это
когда встречаются
"противотанковые" поля
торосов на много километров.
Связанные лыжи используются как
мосты при переходе через трещины. В
1970-1980 годах организовывались
переходы лыжных колонн до 150
человек, однажды такая колонна
вернулась, отойдя от Танхоя на
несколько километров: поднялся
сильнейший ветер, пурга в лицо…

В первые годы
брали с собой дрова: устраивали
посреди пути костер, чай варили — а
что? Котелки — на лыжной палке,
укрепленной среди вертикальных
льдин, лед под костром протаивает,
костер опускается — экзотика!

В переходах
участвуют командированные в ИСЭМ
коллеги энергетиков с разных
концов страны, из-за рубежа. В
переходе 1999 года участвовали
представители всех трех основных
религий: кроме православных
христиан, был один самодеятельный
буддист и трое аспирантов из Сирии.
Новичков мы предостерегаем: нужно
брать темные очки, поскольку даже в
пасмурную погоду отраженный
чистейшим снежным покровом свет
столь силен, что можно сильно
"наловить зайчиков" (термин из
электросварки). Именно такое
случилось с одним из тех сирийцев:
он получил ожог роговицы, два дня в
больнице пролежал.

После финиша
участники награждаются
памятно-квалификационным значком.
По кругу надпись из спектакля по
метерлинку: "Мы длинной
вереницей пойдем за синей
птицей" и
"Байкалопроходимец" — дальше
год перехода. Синяя птица — обычно
курица в разных модификациях,
привязанных к событиям года. Так в
год 300-летия Иркутска эту птицу
держит в зубах бабр. На значке 2000
года в роли птицы — крылатый дракон,
возглавляющий колонну
динозавриков. Кавалер трех значков
согласно шутливому положению
получает право ходить по Байкалу в
любом направлении и в любое время
года…

Переход 2000
года состоялся со стартом после
полуночи на 1 апреля — понятно, что
всяких шуток, всевозможных
приколов было выше среднего.

На дежурный
вопрос: "Зачем ночью идти, а не
днем?" — ответ тоже дежурный:
"Ночью не так страшно, ночью
ничего не видно, в том числе трещины
до дна…" Ну, а если серьезно, то…
Во-первых, ночью вероятность
сильного ветра там меньше.
Во-вторых, основную часть пути
проходят по сухому снегу, иногда
наст бывает крепким, не
проваливается. В-третьих, до
рассвета воздух более прозрачен, из
Листвянки обычно видны огни Танхоя,
так что азимут можно держать без
компаса… Ну, и еще — тоже
немаловажно! — ночные переходы
более "героичны" и более
эмоциональны, романтичны. Рассвет
надо льдом посередине Байкала — это
надо видеть! Как правило, бывает два
восхода: с великими потугами
приподнявшись над горизонтом,
красноватый диск сразу же надолго
погружается в толстый
туманно-облачный слой.

На вопрос,
зачем мы вообще ходим (нередко
вопрошающий почему-то крутит
пальцем у виска), отвечать мы
научились давно в разных
модификациях (естественно, одна из
них начинается словами "умный не
спросит"). Ну, а кто хочет
действительно узнать, зачем — тот
переходит. Большинству одного
перехода оказывается мало, двух и
трех — тоже недостаточно:
прекрасное не надоедает.

Александр
КОШЕЛЕВ,
сорокакратный
"байкалопроходимец".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры