издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возвращение "ледовых яхт" на Байкал

Возвращение
"ледовых яхт" на Байкал

Семь дней в поселке Листвянка
проводилось первенство Иркутской
области по буеру. Общественный фонд
развития парусного спорта при
содействии областного и городского
спорткомитетов и корпорации
"Максимум" возродил этими
соревнованиями события давно
минувших дней.

Уже успев
привыкнуть к освобожденным из-под
снега газонам и асфальту, горожане
воспринимают слова о ледовой
дороге как условные. О буере же
многие вообще имеют самое смутное
представление. А потому
воспользуемся общедоступными
понятиями, чтобы рассказать, что же
это такое — "ледовая яхта".
Представьте себе мини-корпус
болида "Формулы-1", укрепленный
на конструкцию, оснащенную тремя
специальными коньками. Добавьте к
ней мачту с парусом. Теперь
вообразите, что все это находится
на льду и развивает скорость до 150
километров в час. Вот это перед вами
буер.

Кстати,
название класса "DN" имеет
прямое отношение к средствам
массовой информации. Это начальные
буквы от "Detroit News"
("Детройтские новости"). В 1933
году именно в Детройте впервые
состоялись буерные гонки на приз
газеты штата, они и закрепили за
буерами официальный спортивный
статус. Парус, как известно,
изобретение древнее. Трудно
сказать, кто и когда впервые
додумался заставить работать на
себя ветер. Но если в теплых южных
широтах наполненный ветром парус
ассоциируется непременно с
безбрежными морскими далями, то в
суровых условиях севера он
"привязан" к ледовым дорогам.

В истории
буера есть и героические страницы.
Все знают о ледовой дороге через
Ладогу, по которой в осажденный
Ленинград доставлялись продукты,
медикаменты, боеприпасы. Но не
многим известно, что как
транспортное средство здесь
использовались и буера. Буеристы
(среди них были не только кадровые
военные, но и спортсмены) с успехом
развивали тогда метод
нетрадиционного решения. При
движении буер издает характерный
звук, и, не понимая его природы,
немцы обшаривали прожекторами небо
в поисках самолетов. Это в то время,
как прямо у них "под носом" по
льду проскальзывали стремительные
буера. "Дорога жизни"…
Маленький отрезок большого пути к
победе, юбилей которой мы будем
праздновать в мае. И пусть нет уже
на карте названия
страны-победительницы, пусть эхо
перемен трогает в душах ветеранов
струны, звучащие торжественно и
горько, мы воздаем им должное — с
поклоном и благодарностью. А
теперь, сделав экскурс в историю,
возвратимся на байкальский лед.

Ледовая
дорога в дни соревнований не всегда
радовала спортсменов. Каждый день
приходилось заново размечать
дистанцию, выбирая более или менее
ровные участки льда, учитывая к
тому же ветер, который то гулял
возле берега, то уходил за
ближайший мыс. Весна с ее обильными
снегопадами, чередующимися
холодными и теплыми днями сделала
лед рыхлым: стремительно таявшая
масса снега будто пронизала его
иголками. Среди гонщиков были
яхтсмены, впервые опробовавшие
свои силы в буере. Из таких, в
частности, состояла иркутская
команда. Сравнить его с яхтой
профессионалу невозможно. Азарт,
риск, некоторая даже авантюрность
решений здесь удваиваются. Но даже
первый опыт иркутян можно считать
удачным. В классе "DN" второе и
четвертое места заняли
соответственно Михаил Дюжаков и
Роман Ходыкин, в классе "Оптимист
ледовый" (младшая подгруппа)
третье — Кирилл Чернышев.

Приоритет,
естественно, был за местной
командой из Листвянки. Как
говорится, сам бог велел дома
показать высокие результаты, хотя
большого отрыва создать у них не
получалось. Но, демонстрируя
стабильность, на первое место в
классе "DN" вышел Леонид Шубин,
на третье — Владислав Маркин. Иначе
сложилась ситуация в этом же классе
в гонке юниоров. Здесь первое и
второе места взяли устьилимцы
Андрей Горбунов и Александр
Сафаров, причем лидер закончил
соревнования, не имея ни одного
штрафного очка. Третье место у Ильи
Крестьянникова из Братска. В классе
"Оптимист ледовый" лучшим
гонщиком стал Егор Матюхин из
Усть-Илимска, вторым финишировал
Илья Костенко из Братска.

Неожиданно
для всех участников областное
первенство стало открытым,
приобретя даже международный
статус. Во время соревнований
заявились два участника,
приехавшие на давно полюбившийся
байкальский лед просто покататься.
Александр Копылов из Новосибирска,
мастер спорта по парусу,
демонстрировал, что называется,
"высший пилотаж", утверждая,
что уж где-где, а на Байкале буер
должен непременно развиваться.
Ведь в конце 80-х годов именно здесь
проводился чемпионат России в
классе "DN" с участием
иностранных спортсменов. А Даниэль
Леманн, приехавший к нам из
Швейцарии и выступавший на
соревнованиях, приготовил
специальный приз в своем классе —
кружку эксклюзивной работы из
байкальских самоцветов. Он вручил
ее "капитану" — Леониду Шубину.

…Мы покидали
Листвянку, а Александр Копылов с
Даниэлем собирались отправиться на
буерах через Байкал. Подвижка льда,
открывшая трещины и нагромоздившая
торосы, их не пугала:
"Перелетим". Прощаясь, все
горели желанием вернуться сюда в
будущем году. Поэтому, отдавая дань
поверью, бросили монеты в чистую
воду истока Ангары. В надежде, что
буерные гонки будут теперь
ежегодными.

Людмила
ХОДЫКИНА, пресс-атташе регаты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры