издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Любовь, роковая игра

Любовь,
роковая игра

Светлана ЖАРТУН

Из многочисленного наследия
русской классической драматургии
режиссер Геннадий Гущин выбрал
пьесу, которая посвящена одной
только теме, вернее, одному чувству
— любви. Эта любовь, как "алгебра,
поверенная гармонией", предстает
на сцене чистой, не замутненной
сомнениями, сложными
психологическими метаниями. Она —
главное действующее лицо
"Касатки".

Спектакль
идет на камерной сцене
академического драматического
театра. Поставлен он по пьесе
Алексея Толстого, написанной в 1914
году. Представьте это время. МХАТ
уже пережил пик своей славы, а
молодые и дерзкие режиссеры
Всеволод Мейерхольд, Александр
Таиров, Евгений Вахтангов в
противовес мэтру, Константину
Сергеевичу Станиславскому, создают
театры, в которых утверждают свою
эстетику, свой метод работы актера
над ролью. Это время, когда
возникает такое количество
литературных течений и
направлений, что и сегодня они
занимают воображение самых пылких
умов. Среди многочисленных
"измов" "Касатка"
Толстого заняла свое место и шла в
дореволюционном театре, затем в
советский период не часто, но и в
наши дни появляется на сценах
театров разных городов.

Секрет
негромкой, но устойчивой славы
пьесы объясним: какие бы социальные
потрясения ни переживало
человечество, человек живет
простыми чувствами, самым вечным из
которых остается любовь.

Геннадий
Гущин пылкую неоглядность чувств,
ставшую данностью пьесы,
подвергает некоторой доле
сомнения, свойственной скептицизму
нашего прагматичного времени:
влюбились, сделали выбор, пошли
наперекор судьбе… Что дальше?

Можно ли
всепоглощающую страсть, возникшую
между Ильей и Машей, вместить в
прокрустово ложе семейной жизни? И
может ли никчемный, проигравшийся
князь Бельский возродиться и стать
достойным любви юного, неопытного
создания, дарованного ему судьбой в
образе Раисы? Задавая эти вопросы
себе и исполнителям основных ролей
в спектакле, Геннадий Гущин,
кажется, выбрал для себя основным
персонажем добрейшую тетушку
Варвару, которая всем своим
жизненным опытом убеждена, что
страсть испепеляет, она
недолговечна. Гармония отношений в
жизни может возникнуть только
среди равных, понимающих друг друга
людей.

Актриса
Татьяна Кулакова на сцене добра и
отзывчива, она любит всех
родственников, искренне желая им
добра. Ее Варвара верит в разум,
чувство долга, чтит заветы старины.
Она выбрала путь, по которому
должны пойти молодые и искренне
будет скорбеть не потому, что ее
ослушались, поступили по-своему:
нет, она не верит, что страсть может
принести счастье, и живет
постоянным ожиданием беды.

Светлая
пьеса про любовь в режиссуре
Геннадия Гущина приобретает
звучание роковое. Спектакль
заканчивается хорошо, но, кажется,
достаточно слова, жеста, поворота
головы, и мир счастья будет
разрушен. Обида — обратная сторона
любви — может возобладать и
ввергнуть героев в кошмар
недомолвок, претензий, ревности,
которые преследовали их все время.

За нюансами
движения души, выражением глаз,
мимикой в спектакле "Касатка"
наблюдать крайне интересно. Актеры
на камерной сцене театра
приближены к зрителям настолько,
что хорошо видно ту искренность, с
какой они проживают чувства,
определенные для их героев
драматургом и режиссером.

Князь
Бельский Александра Ильина. Герой
говорит о себе, что он не молод и
весьма потрепан жизнью. Актер
подтверждает эту характеристику
своей внешностью — красив, но, увы,
седеть и лысеть начинает.
Выразительно прочитывается
прошлое князя, но читается и
стремление жить чувствами
сегодняшнего дня, возродить в себе
желания, любить и быть любимым.

Александр
Ильин в этой роли настолько открыт,
насколько человек может открыться,
выходя на соборную площадь, чтобы
сказать: "Я грешен. Простите…"
Для актера эта роль стала
исповедальной, она сыграна с полной
самоотдачей, покаянием, обнажением
заблудшей, но живой и ранимой души.
Без сомнения, его герой достоин
чистой и светлой Раисы, такой, какой
ее исполняет Светлана Иванова.

Актриса
только что сыграла Нину Заречную в
спектакле "Чайка" на основной
сцене театра. И вновь премьера — в
другой роли, тоже решительной
девушки, но, кажется, куда более
удачливой, чем ее предыдущая
героиня. Нет, Светлана Иванова не
перевоплощается в свою Раису,
просто в этом спектакле она более
приближена сама к себе. Ее героиня
умеет любить и любима, она готова
защищать не только свое чувство, но
и чувство человека,
разуверившегося в том, что жизнь и к
нему может повернуться не только
злой, но и доброй стороной.

Самое
трудное, почти невозможное на сцене
— выражение чувства любви,
трепетной в своей незащищенности, в
осознании того, что она будет, как и
предыдущие связи князя Бельского,
проиграна в карты, состоялось.
Молодая актриса Светлана Иванова
смогла сыграть судьбу, у которой
есть история, за которой интересно
наблюдать.

Режиссер
Геннадий Гущин, создавая свой
спектакль на камерной сцене, часто
пользуется кинематографическим
приемом, его крупным планом,
проявляющим сдержанную
выразительность чувств. Но и
темпераментная безудержность
поступков Ильи — актера Степана
Догадина — тоже смотрится
органично, соответствует тем
порывам страсти, которые
переживает его герой.

Илья — Степан
Догадин оказался настолько
решителен, что нашел в себе силы,
чтобы бежать из-под венца к своей
любимой Касатке, освободил себя и
всех, исстрадавшихся по любви. А
сетования Варвары — мудрой женщины,
повидавшей все на своем веку,
героями в расчет не берутся: поди
останови любовь! Она, как смерч, все
сметет на своем пути, она
безоглядна и прекрасна в своей
безрассудности.

Хорошо бы и
саму Касатку — Марию Семеновну
Косареву в исполнении Вики
Инодворской назвать основным
действующим лицом спектакля,
чувственным началом его
происходящего действия, именно она
своим умением ждать, мужеством и
страстью сумела обратить вспять
неизбежный ход судьбы и вырвала
своего любимого из объятий другой
женщины. Но то ли режиссер не отдал
этой героине предпочтения, то ли
актриса не смогла в спектакле
занять лидирующего положения, но на
сцене любовь ее не завоевана: Маша
принимает ее как подарок судьбы,
как данность, минутную прихоть
жизни.

Зато не
усомнишься в счастливой судьбе
второстепенных героев спектакля —
горничной Дуняши и матроса
Панкрата. Актеры Александра
Саламатова и Игорь Чирва настолько
естественны и органичны на сцене,
что не отличишь сыграны ими или
прожиты судьбы их героев. Поистине
блистательное воплощение завета
К.С. Станиславского "Я — в
предлагаемых обстоятельствах".

Итак, любовь
воплощена Геннадием Гущиным на
камерной сцене. На сцене, где
обмануть и спрятаться невозможно.
Режиссер смог настроить спектакль
на волну искренности, в ней каждый
герой проявляется так, как актер
проявляется в жизни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры