издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Работы у нас прибавилось..."

Подполковник
А. Абрусевич:

"Работы
у нас прибавилось…"

Отдельный
контрольно-пропускной пункт
"Иркутск", пожалуй, по праву
можно назвать одной из самых
уникальных воинских частей
Забайкальского регионального
управления Федеральной
пограничной службы России. Его
подразделения раскиданы почти по
всей Восточной Сибири и несут свою
службу, как правило, далеко в тылу
от линии государственной границы.
Для контролеров ОКПП "Иркутск"
рубежи родного Отечества пролегают
по взлетно-посадочной полосе
аэродромов. Ведь они первыми
встречают прибывающие в нашу
страну из-за рубежа крылатые
авиалайнеры. О службе и быте
контролеров ОКПП "Иркутск"
заместитель редактора газеты
"Пограничник Забайкалья"
майор А. Ивановский беседует с
начальником ОКПП "Иркутск"
подполковником А. АБРУСЕВИЧЕМ.

— Андрей
Михайлович, что нового сегодня в
международных пунктах пропуска,
расположенных в нашем регионе?

— Если
говорить только о нашем ОКПП, то
скажу, что работы в последнее время
у нас значительно прибавилось.
Приближается летний период, и в
связи с этим произошла, как мы
говорим, переориентация полетов
воздушных судов. Открываются новые
авиалинии. Увеличивается
количество авиарейсов.
Соответственно растет служебная
нагрузка на контролеров нашей
воинской части.

— Чем
чаще всего грешат нарушители
границы?

— Наиболее
распространенные случаи нарушения
правил пересечения
государственной границы связаны с
попыткой выехать за пределы России
по просроченным документам. Грешат
этим чаще всего граждане Китая. Они
подолгу и незаконно проживают на
российской территории, а затем
выезжают на родину. Используя
выездные визы, срок действия
которых давно истек. Таких
нарушителей мы привлекаем к
административной ответственности.
В основном, штрафуем.

— А более
серьезные случаи нарушения правил
пересечения границы у вас бывают?

— Бывают.
Например, в прошлые годы контролеры
ОКПП "Иркутск" не пропустили в
Россию китайского гражданина,
которому был закрыт въезд в нашу
страну на один год за нарушения
правил пребывания иностранцев на
российской территории. Или вот еще
случай. Недавно в Красноярске был
задержан гражданин Казахстана,
который пытался выехать за рубеж по
чужим документам. Дело передано в
органы ФСБ. В отношении его
возбуждено уголовное дело.

— Есть ли
экономический эффект от
деятельности контролеров ОКПП
"Иркутск"?

— Судите
сами. Если в 1997 году мы взыскали
штрафов на общую сумму свыше 320
тысяч рублей, то за четыре месяца
этого года мы уже собрали с
нарушителей 256 тысяч рублей.
Понятно, что к концу года итоговая
сумма будет значительно
превосходить показатели 1997 года.
Как видите, наши контролеры реально
зарабатывают деньги для
государства.


Приходится ли вашим сотрудникам
попадать под прессинг криминальной
среды?

— В последнее
время мы таких фактов не отмечаем. У
нас организовано очень хорошее
взаимодействие с органами МВД и
ФСБ. Если кто-то попытается
"наехать" на наших
контролеров, ответная реакция
будет весьма жесткой. Местный
криминалитет об этом знает и
старается с нашими военнослужащими
не связываться.

— Какие
проблемы волнуют контролеров ОКПП
"Иркутск"?

— Проблема
номер один — необеспеченность
многих военнослужащих жильем.
Почти каждый второй человек у нас
не имеет, как говорится,
собственного угла.

Вторая
проблема — медицинское
обслуживание военнослужащих,
которые, как известно, не имеют
медицинского страхового полиса.
Потому когда наши контролеры
начинают обращаться в местные
медицинские учреждения (больше
просто некуда) за помощью,
возникают некоторые трудности.
Например, недавно у одного из наших
военнослужащих случилось
предынфарктное состояние.
Необходимо было срочно
организовать стационарное лечение.
До нашего госпиталя в Чите далеко, а
в гражданских лечебных учреждениях
с контролера запросили 18 тысяч
рублей. Где он возьмет такие деньги?

Еще одна
проблема — транспортная. Чаще всего
живут наши контролеры в городе, а
работают в аэропортах, многие из
которых находятся за городской
чертой. Раньше проезд в автобусах
был бесплатный, а теперь
общественный транспорт переходит в
частные руки, и с наших сотрудников
начинают брать деньги. Например, в
Красноярске автобусный билет до
аэропорта стоит пятнадцать рублей.
И это только в одну сторону. А ведь
надо еще со службы домой вернуться!
Сейчас пытаемся договориться с
городскими администрациями о том,
чтобы нашим контролерам выдавали
специальные проездные документы.

И, наконец,
проблема — многие администрации
областей, городов и аэропортов не
уделяют должного внимания
содержанию инфрастуктуры пунктов
пропуска через границу. Между тем
постановление правительства N 60 1998
года их прямо к тому обязывает. В
настоящее время большинство
компьютеров, которые были
установлены на пунктах пропуска
через границу во время открытия,
устарели морально и технически. Их
необходимо менять. Понятно, что
заниматься этим должны не
пограничники, а те, кто отвечает за
инфраструктуру.

Как видите,
проблем у нас масса. Некоторые из
них мы пытаемся решить своими
силами, но большая их часть
находится за пределами компетенции
командования ОКПП.

— Какие
отношения сложились у командования
ОКПП с руководством
административных образований, на
территории которых находятся
пункты пропуска через границу?

— В целом —
хорошие, рабочие. Губернаторы и
мэры, как правило, стараются
оказать пограничникам посильную
помощь. Недавно, к примеру,
администрация Иркутской области
выделила 130 тысяч рублей, которые
пойдут на обновление компьютерного
парка отделения пограничного
контроля "Иркутск". Эта мера
позволит создать в Иркутске
информационную систему
автоматизированного учета
российских и иностранных граждан,
следующих через границу.

— Если бы
вас попросили нарисовать портрет
среднестатистического контролера
ОКПП "Иркутск", то каким бы он
был?

— Знаете, я бы
нарисовал женщину, 30-35 лет. Замужем,
образование высшее. Воинское
звание — прапорщик. Общий срок
службы от трех до пяти лет. Это и
есть наш среднестатистический
контролер, на чьих плечах лежит
сегодня основная служебная
нагрузка. Он добросовестно
относится к своим служебным
обязанностям, повышает свое
служебное мастерство, связывает
свое будущее только с пограничными
войсками. Кстати, если бы меня
спросили, каким бы я хотел видеть
среднестатистического контролера,
я бы, пожалуй, ничего не стал менять.
Нынешние контролеры нас вполне
устраивают.

А еще я хочу
поздравить всех своих коллег с Днем
пограничника, пожелать всем всего
самого хорошего, здоровья и
большого личного счастья.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры