издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Открытие" Иркутской епархии

"Открытие"
Иркутской епархии

Лев ДАМЕШЕК,
доктор исторических наук

Более
тысячелетия отделяет нам от того
легендарного времени, когда
Древняя Русь приняла восточную
разновидность христианства —
православие. В истории
средневековой Руси это было
важнейшее социально-культурное
событие. В последующей
общественно-политической истории
России православная церковь играла
важную роль и оказывала влияние на
все стороны жизни общества.

Распространение
православия шло параллельно с
расширением Российского
государства.

В Восточной
Сибири в целом и в Прибайкалье в
частности этот процесс связан с
основанием острогов, освоением и
заселением новых земель русскими.
Не случайно в отрядах
землепроходцев зачастую можно было
встретить православных
священников. Многие из них не
только хорошо владели словом
божиим, но и умели держать в руках
плотницкий топор, а при
необходимости и оружие. Как
правило, новое дело начиналось с
"духовного устроения". В 1631г.,
когда был основан Братский острог,
напротив него на берегу Ангары была
основана и Братская обитель,
впоследствии более известная под
именем Братской пустыни (ныне это
место затоплено Братским
водохранилищем). По мере
строительства острогов —
Киренского, Илимского, Иркутского —
сооружались православные церкви,
основывались монастыри. Роль
монастырей в хозяйственном
освоении, идеологической и
культурной жизни края была
особенно велика. Эти
обстоятельства не были чисто
сибирской особенностью, а являлись
характерной чертой деятельности
Русской православной церкви.

В 1663г. при
впадении реки Киренги в Лену
"черный поп" Гермоген по
просьбе служилых людей Илимского
острога и пашенных крестьян
основал Троицкую Усть-Киренскую
пустынь. Гермоген был первым
игуменом Киренского монастыря, где
и умер в 1690 г.

В 1669г. старец
Герасим "бил челом государю… об
отводе земли и о строении
Вознесенского монастыря подле
Ангары, от Иркутского острогу на
низ в трех верстах". Спустя 3 года
Тобольский митрополит повелел
Герасиму "построить
монастырь". Иркутский
Вознесенский мужской монастырь
возвышался на левом берегу Ангары.
Его первым настоятелем был уже
упоминавшийся Герасим. С 1707 по 1714
гг. этот монастырь был кафедральным
и являлся резиденцией правящих
архиереев Иркутской епархии. В мае
1807 г. архимандритом монастыря
назначили И. Бичурина, ставшего
впоследствии знаменитым
ученым-востоковедом.

С
распространением православия
среди бурят связано основание в 1681
г. Селенгинского Троицкого и
Посольского Преображенского
монастырей в Забайкалье старцем
игуменомв Феодосием. В 1693 г. на
правом берегу Ангары в версте к
северу от Иркутска Власом
Сидоровым был основан Иркутский
Знаменский женский монастырь. Еще
при основании иркутским монастырям
царским указом были выделены земли,
"лежащие в пусте". На этих
землях по р. Иркуту монахи
Вознесенского монастыря основали
Виденскую слободу, деревню Баклаши
и др. В начале XVIII в. монастырь
получил во владение соляные
варницы в Усолье. Монастырь
торговал солью в Иркутске и
поставлял ее в казну по 10 коп. за
пуд. В 1762г. в Селенгинске, Иркутске и
других местах монастырь по
подрядам поставлял свыше 35 тысяч
пудов соли, получив за это от
местных властей 3134 рубля.
Знаменский монастырь имел обширные
пахотные земли, "сенные
покосы" и мельницу. Главное место
в хозяйстве монастыря занимали
посевы ржи, ячменя и овса. Хлеб шел
не только на пропитание
монастырской братии и служителей
монастыря, но и продавался на рынке.
Кроме того, в условиях северного
края монастыри имели хлебные
запасы, которые в случае неурожая
играли роль своеобразного
стратегического резерва.
Колонизационно-хозяйственная
деятельность монастырей приносила
несомненную пользу краю. В
хозяйствах монастырей применялись
передовые в условиях того времени
приемы агротехники, прежде всего
паровая система с навозным
удобрением. Как правило, в
хозяйствах сибирских монастырей,
особенно лучших, были развиты самые
разнообразные промыслы.

Монастыри
были важнейшими центрами
распространения православия среди
аборигенов. Это направление
деятельности церкви находилось под
непосредственным попечительством
правительства. Несомненно важным
было распространение духовной
литературы и просвещения в целом.
Не случайно, что первые библиотеки
в Прибайкалье возникли именно при
монастырях. С деятельностью
православной церкви связано
открытие "мунгальской школы" и
библиотеки при ней. Духовные
библиотеки Прибайкалья сложились
задолго до появления светских
(первая публичная библиотека
открыта в Иркутске в 1782 г.) и имели в
своем составе
богословско-философские,
церковно-исторические и даже
светские книги.

На
протяжении XVII и начала XVIII веков
деятельность православной церкви в
Сибири направлялась из Тобольска,
где находилась кафедра открытой в
1620 г. Сибирской епархии. По мере
продвижения границ России на
восток расширялась территория и
Сибирской епархии. К началу XVIII века
она охватывала гигантскую площадь
примерно в 10 млн.кв.км — от
Уральских гор на западе до
Ледовитого океана на севере и
Тихого океана на востоке,
объединяла около 200 церквей и 40
монастырей. В связи с усложнением
задач, стоявших перед Русской
православной церковью на азиатских
окраинах государства, становилось
совершенно очевидно, что управлять
необъятной по пространству
епархией (с 1668г.— митрополией) из
одного епархиального центра
невозможно. По инициативе
Тобольского митрополита Филофея
Лещинского высшее духовное
начальство постановило "дать
Тобольскому митрополиту викария с
назначением сему последнему
кафедры в Иркутске с титулом
Иркутского и Нерчинского".
Викарианство было открыто в 1707г.
Его первым викарным епископом
назначили Варлаама Косовского.
Иркутскому викарию было выделено
лишь 43 прихода и 4 монастыря, а
именно: города Иркутск и Нерчинск,
Селенгинск и Верхнеудинск,
Иркутский Вознесенский,
Знаменский, Посольский
Преображенский и Нерчинский
Успенский монастыри. Значительно
большая часть приходов,
расположенная на остальной
территории Восточной Сибири и
Дальнего Востока, находившихся
гораздо ближе к Иркутску, чем к
Тобольску, по-прежнему оставалась в
ведении Тобольского митрополита.

Однако
первый опыт открытия викарианства
в Иркутске оказался не совсем
удачным. Отношения между Варлаамом
Косовским и местным начальством
сразу не заладились, Последнее
позволял себе даже
"непочтительное" отношение к
викарию. Жил Косовский в 5 верстах
от Иркутска в Вознесенском
монастыре, а в самом Иркутске
квартиры у него не было.
Раздраженный всем этим, Косовский в
1710 г. самостоятельно ("без
указов") уехал из Иркутска в
Москву и несмотря на уговоры
категорически отказался ехать в
Сибирь. В 1714 г. Петр I предписал
Тобольскому митрополиту Иоанну
"Иркутскую десятину (территорию)
ведать во всяком духовном
правлении по-прежнему…"

С этого
времени до 1727 г. территория
Восточной Сибири оставалась в
ведении Тобольской епархии и
управлялась тремя иерархами:
Иоанном Максимовичем, Филофеем
Лещинским и Анатолием Стоховским.
Дальнейшая судьба Иркутской
епархии оказалась в неразрывной
связи с административными
преобразованиями российского
правительства на востоке.
Выделение в 1724 г. из состава
Сибирской губернии Иркутской
провинции в составе городов
Иркутска, Якутска, Селенгинска,
Нерчинска, Охотска и Камчатки вновь
поставило вопрос об открытии
Иркутской епархии. При этом взгляды
Синода все чаще обращались в
сторону Иннокентия Кульчицкого,
главы русской православной миссии
в Китае, который еще в 1721 г. был
возведен в сан епископа и в
ожидании пропуска миссии в Пекин
пять лет жил в Селенгинском
монастыре. В связи с
неопределенностью положения
миссии 15 января 1727 г. правительство
Екатерины I определило "быть ему
(Иннокентию Кульчицкому — Л.Д.)
настоящим епископом Иркутским,
независимым от Тобольского
митрополита". Именно с этого
времени ведет свою историю
Иркутская епархия. Поначалу ее
территория была значительно меньше
территории Иркутской провинции.
Лишь в 1731 г. к ней были
"приложены" северные города —
Якутск, Илимск, Охотск и другие.
Иркутская епархия стала самой
крупной в Российской империи.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры