издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нас учили не только строить самолёты

Нас
учили не только строить самолёты

65 лет
исполняется нашему родному
Авиационному техникуму,
называвшемуся в те времена скромно
— Техникум точного машиностроения.
Тогда, почти 40 лет назад, нас строго
предупреждали, чтобы нигде, даже в
трамвае, мы не произносили название
будущей своей специальности —
самолетостроитель. И военные
самолеты, изготавливаемые на
Иркутском авиационном заводе (для
которого нас готовили), тогда
принято было называть "изделие
W..". Кстати, "изделия" эти и
тогда и сейчас остаются одними из
самых современных в мире.

И учили нас
основательно. Курс высшей
математики был почти приравнен к
вузовскому, а пугающий до сих пор
всех студентов "сопромат", мы
сдавали уже на втором курсе. У нас
были на редкость сильные учителя.
Помню, преподаватель черчения
Василий Андреевич Старцев, инвалид
войны, натаскивал нас так, что мы
любой механический узел могли в два
счета "раздеталировать" на
множество чертежей в разных
проекциях. Столь же строга была и
Галина Павловна Захвалинская.
Какие требования предъявляла к
точности и чистоте линий! До сих пор
удивляюсь моему умению писать
чертежным шрифтом. Ироничный, но
добрейший физик Серафим Иванович
Житов, снисходя к нашему возрасту, а
было нам по14-15 лет, разрешал
пользоваться всеми справочниками,
но умел разжечь азарт, подвигнуть
на решение такой задачи, которая не
каждому студенту вуза была по
силам. А еще повезло нам
встретиться с замечательным
учителем истории и обществоведения
— Татьяной Федоровной Соболевой.
Интеллигентная и широко
образованная, она обладала даром,
не выходя за рамки своего предмета,
открывать нам мир искусства,
музыки, литературы, развивала вкус
и внутреннюю культуру. А как она
говорила! Ее образный, правильный
русский язык нужно было записывать
на пленку и хранить в золотом фонде.
Жаль, что тогда мы не всегда
понимали это. Да и возможностей
таких тогда еще у нас не было.

Нам было по
13-14 лет, когда мы переступили порог
этого престижнейшего в те годы
учебного заведения. Почти пять лет
в обществе незаурядных сверстников
(далеко не каждый мог пройти
строгий отбор), под присмотром
талантливых педагогов, каждый из
нас формировался как личность. Это
время было началом знаменитой
"оттепели", мы верили , что
"до грядущего достать рукой",
мечтали и спорили, каждое лето
стремились попасть в стройотряды,
направлявшиеся в гремевшие тогда
по всей стране Братск,
Железногорск, Абакан. Учились
клепать, варить металл и выполнять
массу других технологических
операций, связанных с авиационным
производством. Последний год
вообще днем работали на заводе, а
вечером учились. Успевали везде:
прыгали с парашютом, ходили в
походы, не пропускали ни одной
новой книги, новой песни, спектакля,
встречи с модными поэтами и
выбирали будущие дороги. Их тогда
было открыто перед нами множество!
И хотя новенький диплом сулил не
только "подъемные" и работу по
специальности, но еще и много
социальных льгот, почти забытых
сейчас, таких, например, как
обеспечение квартирой и детскими
учреждениями, мы шли в тот вуз, на то
производство, которое выбирали
сами "по душе", уверенные, что
всего еще успеем добиться в жизни.
Так нас учили наши любимые учителя.

Вообще? наш
техникум, возглавляемый тогда
талантливым педагогом и
профессиональным художником
Пекариным, можно, наверное, в чем-то
сравнить со знаменитым
Ленинградским политехом, давшим
миру не только целую плеяду
талантливых физиков, но и известных
поэтов, бардов. Только из одной
нашей группы С-56 четыре выпускника
впоследствии стали журналистами,
несколько — талантливыми
преподавателями. Вообще, на мой
взгляд, выпуск самолетчиков 1965 года
стал одним из самых заметных в
истории техникума. Владик Семенов
из С-57 стал директором нашего
техникума, его однокурсница и жена,
красавица Катя уже 27 лет преподает
здесь же. Юра Резник — ректор
Читинского технического
университета. Навсегда связала
свою жизнь с альма-матер отчаянная
девчонка из С-56, предводительница
стройотрядовцев двух поколений
Татьяна Душечкина. Несколько лет
назад она руководила отделением
ЭВМ. И сейчас, несмотря на то, что
является директором известной
туристической фирмы
"Каравелла" и очень занятым
человеком, продолжает преподавать
в родном техникуме "просто так,
для души". Здесь же учились и два
ее сына. Каждый день мы видим в
"Восточке" фотографии бывшего
самолетчика Николая Бриля. Хорошо
знают в Иркутске и наших бывших
однокашников — руководителей
предприятий Юрия Милова, Анатолия
Болдырева, Бориса Хрусцелевского,
Бориса Тимиргалеева. И в
самолетостроении есть "наши"
люди. Конструкторами на ИАПО
работают Ольга Долотова, Евдоким
Шабанов, Ира Лоншакова. Кстати,
среди руководителей различных
подразделений этого известного
всему миру предприятия много таких,
кто когда- то учился в нашем
техникуме. Позже они заканчивали
еще и разные вузы, но, думаю, первым
толчком к выбору пути был все-таки
техникум.

И сегодня
Иркутский авиационный считается
одним из лучших техникумов области.
Он сохранил свое "лицо",
несмотря ни на какие передряги
времени. И в этом есть большая
заслуга и сегодняшнего директора? и
педагогов, бывших когда-то его
студентами. Они сумели сохранить и
пронести сквозь время традиции,
заложенные замечательными нашими
учителями.

Галина
ТАРАЧКОВА (ныне КИСЕЛЕВА),
журналист.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры