издательская группа
Восточно-Сибирская правда

У безработицы нет национальности

У
безработицы нет национальности
Обзор
российско-шведского семинара по
вопросам активной политики
занятости населения

Юлия КОРЫТНАЯ,
"Восточно-Сибирская правда"

Изменения в
экономической ситуации,
складывающиеся в нашей стране,
отражает, в первую очередь,
политика. И в то время, когда
происходит переход экономики от
депрессии к росту, и имеет место
дисбаланс спроса и предложений на
рабочую силу на рынке труда,
политика занятости должна стать
приоритетным направлением в
экономике. А одним из главных
направлений в работе службы
занятости является активная
политика занятости. В начале ноября
в городе Ангарске состоялся
российско-шведский семинар по
вопросам активной политики
занятости, организованный
департаментом федеральной службы
занятости населения по Иркутской
области.

Семинар
проходил несколько дней. В нем
принимали участие специалисты по
вопросам занятости населения
департамента ФГСЗИ из Иркутска и
разных районов Иркутской области
во главе с руководителем
департамента Виктором Макаровым, а
также делегации специалистов
государственной службы занятости
Швеции.

Шведская
государственная служба занятости
населения работает уже сто лет, и за
эти годы, бесспорно, достигнуто
многое. Нашей же службе занятости
грядущей весной исполнится только
десять лет. И хотя это сравнительно
небольшой срок, достижения есть и у
российской стороны. Поэтому
основной целью семинара было
обоюдное изучение методов активной
политики занятости в Швеции и в
России, даты впоследствии
специалисты могли использовать
опыт своих коллег в практической
работе с населением.

Конечно, в
политике служб занятости России и
Швеции есть немало различий, хотя,
бесспорно, существуют и общие
черты. В некоторых странах
программы по трудоустройству,
консультации и политике на рынке
труда поделены между различными
учреждениями. Политика на рынке
труда в Швеции характеризуется тем,
что все ресурсы доступны в рамках
одной организации по всей стране —
государственной службы занятости.
В общей сложности по всей стране
существует 400 центров занятости,
поскольку близость к клиенту —
важный принцип работы службы. Место
встречи клиентов службы — ее центры
и системы для клиентов в Интернете.
При этом услуги государственной
службы занятости бесплатны как для
ее работодателей, так и для ищущих
работу.

Задачей
политики на рынке труда Швеции
является утверждение стратегии
работы и компетенции, обеспечение
эффективности и гибкости на рынке
труда, предотвращение случаев
дискриминации в работе людей с
особыми потребностями и
деятельность по достижению
равноправия между женщинами и
мужчинами на рынке труда. Это
должно достигаться посредством
выполнения программ
трудоустройства, направления,
профессиональной реабилитации,
обучения и других программ
активной политики занятости на
рынке труда, а также путем контроля
страхования по занятости.

В докладах
представителей шведской стороны
были представлены примеры программ
активной политики службы занятости
Швеции. Это вызвало немалый интерес
со стороны их российских коллег.
Шведские специалисты рассказали о
четырех видах программ: программах,
стимулирующих спрос на рабочую
силу и повышающих занятость
населения, программах влияния на
предложение рабочей силы,
программах поддержки инвалидов, а
также о денежной помощи при
безработице.

Целью
программ, стимулирующих спрос на
рабочую силу и повышающих
занятость населения, является
поддержание спроса на рабочую силу
в неблагополучные периоды, а также
они предлагают безработным
временное трудоустройство и
небольшой производственный стаж,
что может облегчить им поиск работы
на открытом рынке труда или заложит
основы для выбора профессии или
образования. Такими программами
являются программа по выдаче
индивидуальных субсидий, программа
по выдаче субсидий для начала
собственного дела, новая программа
практики на рабочих местах,
районные программы для молодежи в
возрасте до 20 лет, создание
компьютерных мастерских и центров
деятельности, временные
общественные работы для пожилых,
программа по ресурсным работам.

Программы
влияния на предложение рабочей
силы направлены на создание
лучшего соответствия между
предложением рабочей силы и
существующим на нее спросом. За
последние несколько лет эти
программы приобрели большую
значимость. Это произошло во многом
благодаря тому, что ускоряющиеся
изменения на рынке труда
подчеркнули необходимость
индивидуального обучения, навыков
и приспосабливаемости. Эти
программы обращены как к отдельным
лицам, так и к предприятиям.

Главной
целью программ поддержки инвалидов
является облегчение
трудоустройства инвалидов и
компенсация работодателям тех
дополнительных расходов, которые
связаны с приемом на работу людей с
ограниченной работоспособностью.
Инвалидам, которые не могут найти
работу на общем рынке труда, может
быть предложена работа в
промышленной группе "Самхаль
АБ", владельцем которой является
государство. У этой группы есть
рабочие места по всей Швеции. Кроме
того, только что трудостроенным
инвалидам государство выплачивает
дотации на вспомогательные
средства — на специальное
оборудование, необходимое для того,
чтобы инвалид мог выполнять свою
работу. Другой формой поддержки
являются пособия в размере зарплат
помощников для инвалидов, которые
выдаются работодателю для
привлечения специального
персонала, помогающего инвалиду на
рабочем месте. А инвалидам,
решившим открыть свое дело, могут
определяться бизнес-субсидии.

Один из
представителей шведской делегации,
господин Йоран Петерсон, уже
достаточно долго сотрудничающий с
Министерством труда и социального
развития России и побывавший в
нашей стране около шестидесяти раз,
отметил, как, впрочем, и его коллеги,
что, несмотря на богатый столетний
опыт работы шведских специалистов
в области активной политики
занятости населения, он вынес очень
много полезного из общения со
специалистами департамента
федеральной государственной
службы занятости населения по
Иркутской области.

Как заявил
Виктор Макаров, за девять месяцев
2000 года в мероприятиях активной
политики занятости участвовало 10677
человек. Основными видами
общественных работ были
благоустройство городов и
поселков, работа в военкоматах,
больницах, детских домах,
проведение опросов, переписей, сбор
и обработка статистической
информации. На временные работы
было трудоустроено 1964 незанятых
гражданина, а также 39745
несовершеннолетних граждан. В это
же время 2033 человека в возрасте от 16
до 26 лет приняли участие в
программе "Молодежная
политика", 1016 из них были
трудоустроены на постоянное место
работы. За девять месяцев текущего
года было оказано содействие в
организации предпринимательства и
самозанятости 587 безработным
гражданам.

Особо
отмечалась программа содействия
занятости населения, являющаяся
основной формой перспективного и
текущего планирования
деятельности службы занятости. Эта
программа рассчитана на три года, и
в 2001 году департамент ФГСЗН по
Иркутской области приступит к ее
реализации. И главное внимание
программы 2001—2003 годов будет
направлено как раз на активную
политику занятости. Работу
планируется вести по следующим
направлениям: посредничество в
трудоустройстве; создание и
сохранение рабочих мест;
организация переезда из районов
Крайнего Севера и районов
приравненным к ним; содействие
занятости молодежи в программах
"Молодежная практика";
содействие самозанятости и
предпринимательству путем
финансовой поддержки (особенно в
сельской местности); общественные
работы, обеспечивающие временную
занятость в период поиска работы;
профессиональное обучение
безработных граждан;
профессиональная ориентация и
адаптация слабо социально
защищенных категорий граждан;
организация временной занятости
несовершеннолетних в свободное от
учебы время. Основной особенностью
этой программы стало то, что в
"поле зрения" службы занятости
теперь попадают не только
безработные, но также незанятые и
занятые граждане. С целью улучшения
обслуживания граждан нашей области
и повышению эффективности работы
органов службы занятости
программой намечено дальнейшее
развитие информационно-справочной
системы, информирование населения
о ситуации в сфере занятости через
средства массовой информации.
Подсчитано, что затраты на
финансирование программы составят
около 450 млн. рублей, при этом
основным источником
финансирования государственного
фонда занятости до 2000 года являются
обязательные страховые взносы
работодателей. С 2001 года
финансирование планируемой
программы будет осуществляться из
федерального и областного бюджета.

И если за
девять месяцев этого года при
содействии службы занятости нашли
работу 67461 человек, включая граждан,
трудоустроенных по завершении
профессионального обучения по
направлению службы занятости, по
новой программе мероприятиями
активной политики занятости
планируется охватить от 87 до 89
тысяч человек ежегодно. И все выше
перечисленные мероприятия
позволят сдержать уровень
безработицы в области в пределах 2,3%
в 2001—2003 годах. Однако все они
требуют значительных затрат. И
возникают опасения, что если
политика активной занятости не
станет приоритетным направлением
экономики и будет финансироваться
по остаточному принципу, возможны
серьезные проблемы на рынке труда,
которые, в свою очередь, в
значительной степени замедлят
переход нашей экономики на новую
фазу развития.

В заключение
семинара обеими
сторонами-участницами было
высказано мнение, что обмен опытом
между Россией и Швецией в области
активной политики занятости
населения необходимо продолжать,
поскольку это поможет более
эффективно бороться с безработицей
— социальным злом, не имеющим
национальности.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры