издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инфляция в нашей жизни,

Инфляция
в нашей жизни,
или Не
шутите с бумерангом

Ирина
ОВСЯННИКОВА, областной комитет
статистики

Перефразируя
великого Ломоносова, можно сказать,
что далеко простирает руки власть
свою инфляцию в жизнь человеческую.
Действительно, инфляционные
процессы давно и прочно охватили
все сферы деятельности. Но все же
следует признать: инфляция, эта
нежеланная гостья, сеющая в наших
душах тревожные ожидания, лишающая
покоя и уверенности в будущем,
постепенно утрачивает свои права.
Процесс замедляется. Если на
начальном этапе экономических
реформ цены за год возрастали
многократно, то теперь их рост
несколько сдержан и в целом более
предсказуем.

Еще одно
отличие от недавнего прошлого
заключается в постепенном
выравнивании темпов инфляции в
разных секторах экономики. Былой
значительный разрыв в показателях
прироста цен в производственной
сфере и на потребительском рынке
сведен до минимума.

В текущем
году, в октябре, по сравнению с
декабрем прошлого года, цены на
товары и услуги для населения
возросли в среднем на 16,6%. При этом,
к сожалению, совсем не исключается
существенный рост цен на отдельные
товары из числа самых необходимых и
просто насущных. И в силу простой
человеческой привычки все
обобщать, именно этот рост,
измеренный собственным кошельком,
невольно отождествляется с общим
уровнем инфляции. Когда холодный и
беспристрастный разум уступает
эмоциям, мысли о сравнительной
стабильности цен на другие товары,
быть может, не входящие в список
первоочередных покупок, в голову не
приходят. Тем не менее повторюсь,
16,6% — именно таким был средний
прирост цен на потребительском
рынке. Чуть более заметным был рост
цен на продукцию промышленных и
сельскохозяйственных предприятий
области (на 18% за тот же 10-месячный
срок).

Проблемы со
сбытом продукции в какой-то мере
препятствуют безудержному росту
цен. Диктат производителя сильно
пошатнулся. Как ни кажется
невероятным, но регулярная
регистрация оптовых цен
свидетельствует, что из 45
наблюдаемых промышленных отраслей
и производств 17 явно за ценою не
стояли, они не меняли отпускных цен
на свою продукцию, либо увеличили
ее на "воробьиный шаг" (не
более 1%), а то и вовсе снизили. В
числе последних можно назвать
предприятия по лесозаготовке,
производителей цемента, макаронных
изделий, вина и масложировой
продукции. Снижение было
малозаметным (на 1,5—4,7% против
декабря 1999г.), тем не менее такой
пример подтверждает возможность
ценового "отката" с
достигнутых позиций.

А
"передовиками" в деле
повышения оптовых цен стали
нефтехимики, предприятия цветной
металлургии, производители швейных
изделий, безалкогольных напитков и
товаров культурно-бытового
назначения, поднявшие ценовую
планку на 37,49%. Еще дальше пошли
изготовители комбикормов (рост цен
на 53%).

В аграрном
секторе наиболее заметно
возрастали цены на картофель, овощи
и яйца. Стоимость плодоовощной
продукции подвержена резким
сезонным колебаниям, эта ежегодная
закономерность проявляется с
завидным постоянством. Для яиц
"звездный час" наступает
накануне православной Пасхи, а
последующее удешевление бывает
ленивым и оттого почти незаметным.
Увеличение цен на поставляемое в
переработку молоко зафиксировано
лишь в январе, августе и октябре, а в
остальные месяцы происходило
небольшое снижение (от десятых
долей до 2%). Так что частое
подорожание молочной продукции —
"заслуга" не сельского
хозяйства, а иного звена на пути к
потребителю.

Услуги связи,
предоставляемые предприятиям, за
прошедшие 10 месяцев подорожали в
среднем на 10%. Повысились тарифы на
городскую телефонную связь (для
всех клиентов), на телеграфную и
почтовую связь (для бюджетных
организаций).

В
строительном комплексе произошло
увеличение цен на 24%. В такой же мере
подняли стоимость выполняемых
строительно-монтажных работ
подрядные организации. А другие
капитальные работы и затраты
увеличились в цене на 29%. Удорожание
в строительстве еще найдет свое
отражение в уровне цен на рынке
недвижимости.

Наиболее
выраженными были инфляционные
процессы на транспорте, ни один из
грузоперевозчиков не сохранил
прежних тарифов. Железнодорожники
увеличили стоимость своих услуг по
доставке грузов на 36%, авиаторы — на
30, предприятия водного транспорта —
на 15%. Автотранспорт, не менявший
тарифов в течение 9 месяцев, в
октябре увеличил их на 13%, и причина
тому, без сомнения, — подорожавший
бензин.

Для
транспортных расходов
себестоимость промышленной
продукции не столь велика, чтобы
оказать существенное влияние на ее
цену. Однако материалоемким
производствам, работающим на
привозном сырье, транспорт с его
новыми тарифами может оказать
медвежью услугу, подталкивая к
очередному повышению цен на
выпускаемую продукцию.

В подобной
ситуации велик соблазн, пользуясь
удобным случаем и ссылаясь на
серьезные обстоятельства, поднять
цены. Однако не следует забывать о
их сходстве со снежной лавиной или
бумерангом. В ценовой политике, как
нигде, быстрое движение вперед не
только нежелательно, но и опасно.
Быть может, пора остановиться и,
оглядевшись, развернуться в
обратном направлении?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры