издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Небрежно и торопливо...

Небрежно
и торопливо…

Еще раз об историческом
атласе Иркутской области

Идею издания
исторического атласа Иркутской
области как учебного пособия для
школьников следует только
приветствовать. Он довольно
равномерно освещает историю
области; основные темы,
рассматриваемые в атласе,
представлены довольно
пропорционально. Приведен
значительный объем информации.
Высоко следует оценить и
художественное оформление издания.

Что касается
содержания атласа, то оно имеет
крупные недостатки. Некоторые из
них совершенно справедливо были
отмечены в рецензии Н.Овчинниковой
("Восточно-Сибирская правда" 23
ноября 2000).

Многие карты
З.И.Рабецкая берет из
опубликованных ранее атласов без
указания источников. Меняется лишь
графическое оформление карты, а все
ее содержание, вплоть до
пояснительных текстов, совпадает.
Так, на с.24 Атласа
автором-составителем даются две
карты — "Районы выхода
переселенцев" и "Размещение
переселенцев", содержание
которых заимствовано из
соответствующих карт В.В.Воробьева,
опубликованных на с.124-125 Атласа
Иркутской области, изданного в 1962 г.
На с.23 и 25 З.И.Рабецкая помещает еще
две карты, содержание которых
повторяет карты В.И.Дулова
"Революционное движение 1905-1907
гг." и "Забастовки на приисках
Лензолото" (Атлас Иркутской
области, с.174). Многие другие карты
фактически повторяют карты из
книги "Иркутск. Географический
атлас" — М., 1986, и атласа
"Иркутск и Иркутская область",
изданного в 1997 г. Такая практика
граничит с плагиатом.

Составление
любого атласа — серьезная научная
работа, выполняемая, как правило,
большим коллективом специалистов.
Попытка создать атлас в одиночку —
крупная ошибка, свидетельствующая
о явной переоценке автором своих
возможностей. Вызывает удивление,
что атлас не имеет рецензента из
специализированного учреждения.

Пойдя по
наиболее легкому пути —
воспроизведению созданных ранее
карт, З.И.Рабецкая, естественно,
смогла подготовить лишь издание,
претендующее на сообщение
приблизительной, нередко
недостоверной информации, не
способное дать общего
представления об истории Иркутской
области. Страницы текста пестрят
десятками фактических ошибок, что
недопустимо в любом издании, а
особенно предназначенном юному
читателю.

На с.12 герб
Иркутской области назван гербом
Иркутска. Там же сказано, что Петр I
утвердил герб Иркутска в 1690 г. В
действительности была утверждена
лишь печать Иркутска, и не Петром I,
а Сибирским приказом. З.И.Рабецкая
заявляет, что Богоявленский собор
был возведен в 1764 г., хотя это было
сделано в 1746 г. Та же неверная дата
повторяется и на с.13 под
иллюстрацией "Богоявленский
собор". На той же странице под
фотографией колокольни и паперти
Крестовоздвиженской церкви,
завершенных в XIX в., стоят даты 1747-1758.

На с.15
Г.И.Шелихов назван "открывателем
Русской Америки", хотя она была
открыта еще до Шелихова, в 1740-х гг.
Искажена надпись на памятнике
Шелихову — "Колумб здесь
российский погребен". В
действительности она такова:
"Колумб здесь росский
погребен".

На с.16
сообщается, что на поселении на
иркутской земле было 40 декабристов.
В действительности их было 50.
Говорится, что со времен царя
Алексея Михайловича иркутская
земля стала считаться краем
каторги и ссылки. Однако Алексей
Михайлович умер в 1676 г., а Иркутское
воеводство ("земля иркутская")
образовано лишь в 1680-х гг.

На с.18
ошибочно сообщается, что первый
номер "Иркутских губернских
ведомостей" вышел в 1875 г. (в
действительности — в 1857 г.). Первые
генерал-губернаторства, судя по
тексту, появились только после 1819
г., хотя Иркутск стал центром
генерал-губернаторства
(наместничества) еще в конце XVIII в.

На с.19
говорится, что в 1861 г. в Иркутске
открыто Восточно-Сибирское
отделение Географического
общества, хотя открылось оно в 1851 г.
и до 1870-х гг. именовалось Сибирским
отделением. Девичий институт,
считает автор, был открыт в 1874 г.,
хотя это произошло в 1845 г.

На с.21
сообщается, что первый поезд пришел
в Иркутск в 1900 г. (в
действительности — в 1898 г.). Эта же
ошибка повторяется на карте.
Указывая, что железную дорогу
сооружали русские, буряты,
украинцы, автор почему-то пишет:
"особенно много было поляков",
хотя их, конечно, было значительно
меньше, чем русских. Публикуя фото
медали в честь открытия в 1908 г.
памятника Александру III, автор
называет ее медалью за участие в
сооружении Транссибирской
магистрали.

На с.22
сообщается, что в нашей области
отбывали каторгу петрашевцы (в
действительности они отбывали ее
на Нерчинских заводах), что в 1860 г.
петрашевцы "были отправлены из
Иркутска в разные районы
губернии" (тоже ошибка, тем более
что никаких "районов" в то
время не было). М.А.Бакунин ссылку в
Александровском централе не
отбывал, автором проекта костела в
Иркутске назван Тор (в
действительности — Тамулевич).
Здесь же помещена карта мест
нахождения "ссыльных
большевиков-ленинцев".
Естественно, возникает вопрос:
почему только большевиков? Автор
пишет: "С 1885 г. в губернии стали
появляться марксисты, в числе
первых были Н.Е.Федосеев,
М.И.Бруснев, Л.Б.Красин". Однако
все они в Иркутской губернии
оказались лишь в 1890-х гг.

На с.23 читаем,
что Н.Г.Чернышевский был сослан в
Александровский завод (на самом
деле — на Усольский солеваренный
завод).

Не верно, что
5-й армии было присвоено
наименование "Иркутская" (с.27).
Это наименование было присвоено
одной из ее дивизий — 30-й. С трудом
воспринимается карта
"Иностранная военная
интервенция и гражданская война"
— в ней слишком много условных
обозначений. Странно выглядит с.28,
названная "На пути к
индустриальному взлету (1921-1941
гг.)". Нет ни слова о репрессиях в
отношении крестьянства
(раскулачивании), насильственной
организации колхозов, репрессиях
30-х гг. Пишется о "первенцах
индустрии" 30-х годов, но ничего не
говорится о том, что
индустриализация началась здесь
раньше, до 1917 г.

Период
Великой Отечественной войны
картографически не отражен, а ведь
издание названо атласом. На с.31
приводится цифра 719 тыс. собранных
для фронтовиков теплых вещей и
указывается, что они были собраны
за год. В действительности они были
собраны в период с 1941 г. по лето 1944 г.
Не верно, что в Фонд обороны и на
вооружение для Красной Армии
поступило 134 млн. рублей облигаций
(с.31). В действительности поступило
192 млн. руб. и на 111 млн. облигаций.

Ошибочна
дата смерти А.П.Белобородова — 1994 (в
действительности — 1 сентября 1990),
неверно указано место его рождения
— Акино-Баклаши (в действительности
Акинино-Баклаши). На с.34 вместо 1896 г.
датой открытия библиотеки
им.А.В.Потаниной назван 1900 г., а
купец Сибиряков избран "в 1878 г. в
чине городского головы" (ошибка в
дате и определении понятия
"городской голова").

Не нашлось
места в атласе первенцу
нефтеперерабатывающей
промышленности г.Ангарску.
Непонятно, почему из городов
области автор выделяет Братск,
Усть-Кут, Усолье-Сибирское,
Черемхово. По какому принципу
сделан этот отбор? Где же Ангарск,
Шелехов, Киренск, Тайшет? На с.35 под
иллюстрацией подпись —
"Иркутский Политехнический
институт". Уже несколько лет он
Технический университет. На с.36
мощность Братской ГЭС указана 4,5
тыс. квт (надо — 4,5 млн. квт). Лишь
упомянута Иркутская ГЭС, а ведь это
первая ГЭС из знаменитого
Ангарского каскада. Правда, автор
напрасно называет ее "крупнейшей
на Ангаре". Братская и
Усть-Илимская гораздо мощнее.

Численность
населения Иркутска, Братска,
Черемхова, Усолья-Сибирского,
Усть-Кута (с.45) не соответствует
данным статистического
справочника "Численность
населения Иркутской области",
изданного в 1999 и 2000 гг.

Множество
ошибок на с.46 в местах рождения
Героев Советского Союза — иркутян:
П.Ф.Тюрнев и А.И.Пестерев не
уроженцы Усть-Кута (первый родился
в Киренском районе, второй — в
Бурятии); А.П.Чумаков родился не в
с.Табарсук, а в с.Большая Ерма (с.43).

Таким
образом, рецензируемый атлас при
внешне привлекательном виде
представляет собой крайне небрежно
и торопливо выполненную работу,
изобилует огромным количеством
фактических и методологических
ошибок (мы указали здесь далеко не
все) и не может быть оценен
положительно.

Александр
ДУЛОВ,
доктор исторических наук,
профессор кафедры истории России
ИГУ

Илья
КУЗНЕЦОВ,
доктор исторических наук,
профессор

Герман
МЕДВЕДЕВ,
доктор исторических наук,
профессор,
зав.кафедрой археологии и
этнографии ИГУ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное